X

Пришло лето – вспомни о кондиционере!

Настала пора активного использования автомобильных кондиционеров. Что может быть причиной снижения их эффективности, как с этим бороться и что еще следует знать об эксплуатации данной системы?

Система кондиционирования (климат-контроль) в автомобиле не входит в категорию систем, которые можно обслуживать самостоятельно. Автовладельцу под силу лишь контролировать характер ее работы и проводить только очистительные операции, в которых нуждаются два радиатора – конденсор и испаритель. Последний спрятан в торпедо в систему вентиляции-отопления салона и может быть источником неприятного запаха. Это результат образования плесени на поверхности испарителя из-за оседания очень мелкого мусора и размножения бактерий. В их числе могут быть болезнетворные бактерии, впоследствии попадающие в салон к пассажирам. Поэтому радиатор-испаритель требует периодической чистки народными средствами или спецпрепаратами, лучше с помощью специальной установки.

Радиатор-конденсор, стоящий перед основным радиатором системы охлаждения двигателя, из-за загрязнения может сделать «кондишн» малоэффективным и привести к другим проблемам. Более того, при этом не только на кондиционер (или его аналог климат-контроль – кондиционер с электронным управлением, поддерживающий заданную температуру в салоне авто) будет оказано негативное влияние, но и на систему охлаждения двигателя из-за снижения ее эффективности. А это уже чревато перегревом мотора с куда более серьезными последствиями, чем малоэффективность системы охлаждения салона. Ввиду этого с приходом тепла в первую очередь нужно привести в рабочую форму радиатор-конденсор. Для этого его следует очистить от всего накопившегося на поверхности сот и внутри каналов мусора, а также выровнять деформированные теплообменные пластины, через которые проходят трубки радиатора.

На этом возможности автовладельца в объеме работ по самообслуживанию автокондиционера заканчиваются. Далее в случае возникновения неприятностей следует обращаться на дилерскую или специализированную СТО, например, авторизованной сети «Проф-Автоклимат», которая является дилером японской компании DENSO.

Перед мойкой радиатора-конденсора с его поверхности следует удалить весь крупный мусор, который струя воды может затолкать вовнутрь сот теплообменника. После этого струю воды под высоким давлением необходимо направлять максимально перпендикулярно к радиатору и на таком расстоянии, чтобы не повредить легкодеформируемые соты теплообменника. 

В случае утечек хладагента прежде всего следует проверить всевозможные пробки, золотники и разъемы. Но для этого нужно обратиться на специализированные СТО, где есть соответствующее оборудование. 

Чтобы не пришлось менять компрессор кондиционера, систему кондиционирования воздуха в автомобиле следует регулярно обслуживать – чистить радиаторы хотя бы раз в три месяца и  раз в год, лучше весной, обращаться в специализированные мастерские для ее диагностики и перезаправки.

Возможные проблемы

В послезимний период эффективность системы кондиционирования воздуха в автомобиле наиболее час­то ухудшается из-за утечки рабочего газа из системы. Это обычное явление для машин старше четырех лет. Происходит такое из-за усыхания различного рода уплотнителей – сальников компрессора, прокладок пробок, микротрещин трубопроводов и т. д. Утечка хладагента из сис­темы зимой возникает также из-за того, что данная система не работает, поэтому внутри ее не циркулирует смазка, которая не дает возможности уплотнителям пересыхать. Кроме того, в зимние морозы они теряют эластичность, соответственно, хуже выполняют свою функцию. Поэтому после зимы следует обратиться на СТО, где определят потери рабочего газа и перезаправят систему кондиционирования.

И даже когда вам кажется, что у вашей машины-пятилетки кондиционер исправен, обратиться на СТО все же стоит. Если имеются потери газа в системе, снижается производительность компрессора, ухудшается его смазка (циркуляция масла в системе), вследствие чего он может заклинить.

Регламентные работы

В автомобильном кондиционере имеется еще один очень ответственный узел, который по тем или иным причинам подлежит периодической замене. Речь идет о ресивере-осушителе. Согласно рекомендациям производителей сис­тем кондиционирования его необхо­димо менять при каждой разгерметизации сис­темы независимо от причин, по ­которым она произошла. То есть это нужно делать даже при обычной замене какого-либо уплотнительного кольца, сальника. Обусловлено это тем, что в данных узлах находится «одноразовый» адсорбент, который при контакте с окружающим воздухом очень быстро насыщается влагой. В результате этого данный элемент ­оказывается неработоспособным, что приводит к выходу из строя самого компрессора кондиционера.

Если автомобиль имеет фильтр салона, выбрасывать его с целью экономии на запчас­тях не стоит, так как в дальнейшем придется намного больше раскошеливаться на чистку и замену радиатора испарителя.

Безопаснее чистить радиатор-испаритель на СТО, где есть спецоборудование, которое избавляет систему от побочных эффектов самоочистки. Компания Denso не рекомендует применять аэрозольные очистители, так как их ароматизаторы в дальнейшем могут активизировать размножение бактерий.

В старых автомобилях, где за зимний период из системы кондиционирования уходит хладагент, ресивер-осушитель рекомендуется менять каждую весну во время заправки кондиционера. Поэтому имеет смысл найти место утечки хладагента. Если это какой-либо недорогой уплотнитель, лучше поставить новый. Так вы сэкономите и на ежегодных дозаправках, и на заменах ресивера-осушителя.

Посторонние шумы

При работе автомобильного кондиционера со временем могут появиться посторонние шумы. Довольно час­то они исходят от компрессора. Это самый дорогостоящий узел в системе кондиционирования воздуха. Он может выйти из строя не только сам, но и попутно навредить другим элементам. Поэтому следует помнить о симптомах его поломки. Шумы в компрессоре могут быть постоянными или временными, возникающими при включении системы. В первом случае источником шума является подшипник ведущего вала. Проявляется он в том случае, когда перетянут приводной ремень компрессора. Если натяжка нормальная, а подшипник шумит, значит, его нужно менять. Иначе могут возникнуть другие серьезные проб­лемы – сгореть  катушка электромагнитной муфты, порваться сальник, вытечь хлад­агент и т. д.

Если посторонний шум возникает только при включенном кондиционере, значит, система недозаправлена или перезаправлена, нет циркуляции хладагента из-за закрытого терморегулирующего вентиля или пережатых трубопроводов, вышел из строя вентилятор или забит радиатор-конденсор. Если эти неисправности не устранить, компрессор может выйти из строя.

Опасности

При обслуживании автокондиционера следует помнить о некоторых особенностях нашего автосервиса. Например, заправку кондиционеров нынче предлагают даже в гаражах. Но дело в том, что еще несколько лет назад на рынке появился низкокачественный фреон, который с радостью покупают те, кому на свою репутацию наплевать. Заправив такой рабочий газ в систему вашего автомобиля, вы очень скоро можете узнать, сколько стоит ремонт либо замена компрессора. То же происходит, если при замене вышедшего из строя компрессора мастера не промыли всю систему, и старая стружка попала в новый узел  либо много- или мультипроточный радиатор-конденсор с очень тонкими трубками (встречаются в современных авто), которые не поддаются чистке. Если не заменить такой радиатор при ремонте-замене компрессора, эффективность системы кондиционирования заметно снизится из-за худшего теплообмена.

Диагностика кондиционера:
Поставьте регулятор температуры на минимум, скорость вентилятора – на максимум. Если кондиционер исправен, через несколько минут, в зависимости от степени разогрева салона, из воздуховодов должен подуть очень холодный воздух.

Фото DENSO и из архива редакции


www.autokompleks.com.ua/conditions

044-360-40-14, 068-682-34-14