X

Оскароносные сердца

10 мая на Международной специализированной выставке Engine Expo 2006 в Штутгарте состоялось традиционное подведение итогов конкурса «Двигатель 2006 года».

10 мая на Международной специализированной выставке Engine Expo 2006 в Штутгарте состоялось традиционное подведение итогов конкурса «Двигатель 2006 года».

10 мая на Международной специализированной выставке Engine Expo 2006 в Штутгарте состоялось традиционное подведение итогов конкурса «Двигатель 2006 года».

Международный конкурс International Engine of the Year Awards проводится уже восемь лет под эгидой британской компании UKIP Media & Events. Она выпускает 19 специализированных изданий, семь из которых посвящены автомобильным технологиям, а также является соорганизатором 22 тематических выставок.

Идея создания «моторного» конкурса принадлежит Грэхему Джонсону, редактору журнала Engine Technology International. В жюри в этом году пригласили 61 журналиста ведущих изданий, освещающих развитие автомобильной индустрии, из 29 стран мира. Своеобразный автомобильный «Оскар» присуждается в 12 категориях. По регламенту конкурса номинанты делятся на 8 классов в зависимости от рабочего объема. Кроме того, есть еще четыре номинации: лучшая новинка года, лучшая топливная экономичность, лучший мощный мотор и главная – лучший двигатель года. К рассмотрению принимаются двигатели, установленные на серийных легковых автомобилях, которые на момент проведения конкурса продаются в более чем одной стране мира.

Каждый член жюри распределяет 25 очков среди 5 лучших на его взгляд моторов в каждой из номинаций. Причем максимальное количество баллов для одного мотора не должно превышать 15, минимальный же балл – 1.

В этом году к традиционным победителям прошлых лет прибавился новичок – компания Subaru, удостоившаяся приза за лучший мотор объемом от 2,0 до 2,5 л.

 Победители прошлых лет

2005 5,0-литровый BMW V10
2004 Toyota Hybrid Synergy Drive
2003 Роторный Mazda RENESIS
2002 4,4-литровый V8 BMW с системой Valvetronic
2001 3,2-литровый 6-цилиндровый рядный BMW
2000 1,0-литровый Honda Insight Hybrid
1999 1,0-литровый Toyota Yaris

 BMW 5,0 л V10 (M5, M6)

Лучший двигатель 2006 года
Лучший мощный мотор
Лучший в категории свыше 4,0 л

Мотор объемом 5,0 л стал первым за всю историю конкурса, который уже в течение двух лет подряд получает титул «Двигатель года». Всего же он за два года завоевал 7 наград. На финальном этапе голосования 51 из 61 члена жюри отдали свои голоса «баварцу». 5,0-литровый V10 развивает 507 л. с. при 7750 об/мин, а его крутящий момент достигает 520 Нм при 6100 об/мин, благодаря чему спорткары BMW M5 и M6 разгоняются до 100 км/ч всего за 4,7 с. За счет 90-градусного развала между двумя блоками цилиндров V10 оптимально «вписывается» в подкапотное пространство. Он имеет цельноалюминиевые головки блока с четырьмя клапанами на цилиндр, а также облегченные детали шатунно-поршневой группы и клапанного механизма. Например, диаметр стержня клапана всего 5 мм. В конструкции двигателя используется фирменная система непрерывного изменения фаз газораспределения, а электроника управляет 10 дроссельными заслонками, индивидуальными для каждого цилиндра. Стоит также отметить, что мотор раскручивается до 8250 об/мин, а 450 Нм момента достигаются уже при 3500 об/мин.

 Volkswagen 1,4 л TSI Twincharger (Golf)

Лучшая новинка года
Лучший в категории от 1,0 до 1,4 л

Один из самых совершенных моторов с точки зрения технологии – так можно охарактеризовать 1,4-литровый двигатель TSI от Volkswagen. Этот мотор с прямым впрыском топлива имеет два наддува – турбо- и механический. В результате с литра рабочего объема снимается 119 л. с., а кроме того, это позволяет исключить эффект «турбоямы» и гарантировать высокий крутящий момент с самых низких оборотов. Оба нагнетателя обеспечивают рабочее давление наддува 1,53 бар, а максимальное давление в системе достигает 2,5 бар при 1500 об/мин. В итоге показатели серийной 1,4-литровой рядной «четверки» феноменальны: мощность 168 л. с. и крутящий момент 240 Нм в диапазоне от 1750 до 4500 об/мин. Для сравнения: турбированный 2,0-литровый мотор VW ТFSI в базовой версии развивает 170 л. с. Кроме того, 1,4-литровый TSI расходует всего 9,6 л в городском цикле.

 Toyota 1,5 л Hybrid Synergy Drive (Prius)

Лучшая топливная экономичность
Лучший в категории от 1,4 до 1,8 л

Hybrid Synergy Drive третий год подряд награждается призом за экономичность. Главным элементом силового агрегата является 1,5-литровый 4-цилиндровый бензиновый двигатель, работающий по циклу Аткинсона, т. е. впускной клапан закрывается не вблизи нижней мертвой точки, а значительно позже. За счет этого снижаются насосные потери, так как часть смеси при движении поршня вверх выталкивается во впускной коллектор, уменьшая в нем разрежение. Кроме того, снижается вероятность детонационного сгорания топлива, а энергия отработавших газов используется более длительный период. В результате мотор работает эффективнее. Две другие составляющие силового агрегата – электромотор и генератор, связанные планетарной передачей. Мощность бензинового двигателя – 76 л. с. при 5000 об/мин, электромотора – 67 л. с. в диапазоне 1200–1540 об/мин. В паре они развивают 400 Нм крутящего момента, что позволяет пятиместной машине массой 1300 кг разгоняться до 100 км/ч за 11 с. При этом средний расход бензина равен всего 4,2 л/100 км.

 Honda 1,0 л IMA (Insight)

Лучший в категории до 1,0 л

Внынешнем году 1,0-литровый двигатель Honda IMA вновь одержал триумфальную победу в своем классе. Для 995-кубового мотора это уже 11-я (!) награда за 6 лет, в том числе титул «Двигатель 2000 года». Основным соперником в нынешнем конкурсе выступал 1,0-литровый мотор Toyota Aygo (Peugeot 107/Citroёn C1). Двигатель Honda оказался непревзойденным с точки зрения экономичности и экологии. Кроме того, с инженерной точки зрения еще одной составляющей успеха является 10-киловаттный электромотор-генератор толщиной всего 60 мм, который добавляет 3-цилиндровому ДВС дополнительную мощность и крутящий момент. Благодаря ему первая вырастает с 68 до 76 л. с., а второй – с 90 до 113 Нм. Это помогает Honda Insight разгоняться до «сотни» за 12 с и развивать скорость 180 км/ч.

 Volkswagen 2,0 л Turbo (VW, Audi, Seat, Skoda)

Лучший в категории от 1,8 до 2,0 л

В «фольксвагеновском» 2,0-литровом моторе TFSI инженеры впервые объединили прямой впрыск с турбонаддувом. Второй год подряд этот двигатель занимает лидирующую позицию в своем классе. Одно из его достоинств – отсутствие «турбоямы». Различные модификации мощностью 170, 185 и 200 л. с. успели за год себя хорошо зарекомендовать на автомобилях нескольких марок, относящихся к разным классам (VW Golf, Audi A3, A6, Seat Leon и Skoda Octavia). При рабочем объеме 1984 см куб. в 200-сильной версии максимальный крутящий момент 280 Нм достигается уже при 1800 об/мин. В числе технических особенностей мотора – выпускные клапаны с натриевым наполнителем, армированные седла всех клапанов, усиленные реактивные толкатели и клапанные пружины, система постоянного изменения фаз газораспределения. Команда разработчиков из Ингольштадта планирует в будущем «снять» с мотора 300 Нм при менее чем 2000 об/мин.

 Subaru 2,5 л Turbo (Impreza, Forester, Saab 9-2X)

Лучший в категории от 2,0 до 2,5 л

Hовый мотор Subaru объемом 2457 см куб. с двумя парами оппозитно расположенных цилиндров и двумя распредвалами в каждой головке блока устанавливается на модели Impreza, Forester и Saab 9-2X. В зависимости от модификации он выдает на-гора 227 или 277 л. с. (Impreza STi). С таким мотором «базовая» Impreza разгоняется до «сотни» за 5,4 с, а максимальная скорость составляет 229 км/ч. Максимальный крутящий момент нового мотора достигает 320 Нм при 3600 об/мин, что на 400 оборотов меньше, чем у предшественника. Причем расход в смешанном цикле равен 10,9 л для STi и 10,3 л – для менее мощной версии. Среди других достоинств этого мотора – традиционное для Subaru оппозитное расположение, позволяющее снизить центр тяжести машины и компактно разместить его под капотом.

 BMW 3,0 л Twin-Turbo Diesel (535d)

Лучший в категории от 2,5 до 3,0 л

Битурбированный 3,0-литровый BMW 535d второй год подряд оказался на вершине. Никто не смог сравниться с ним по величине крутящего момента и топливной экономичности. Мотор объемом 2993 см куб. развивает мощность 272 л. с. при 4400 об/мин и крутящий момент 560 Нм при 2000 об/мин. При этом расход топлива в городском цикле составляет всего 8,0 л. Турбокомпрессоры производства компании Borg Warner имеют разные размеры турбинных и компрессорных колес: меньшее из них работает в основном на низких оборотах, а большее – при увеличении нагрузки. Работу турбин и двигателя в целом контролирует сложный электронный блок, а за экологию отвечает сажевый фильтр.

 BMW 3,2 л (M3, Z4 M)

Лучший в категории от 3,0 до 4,0 л

Hе зря аббревиатура BMW расшифровывается как «Баварский моторный завод». Инженеры компании в очередной раз увезли в Мюнхен почетную награду за 3,2-литровый мотор. Рядная «шестерка» в нынешнем году получила уже восьмую по счету награду конкурса, среди которых «Лучший двигатель 2001 года» и пять побед в своем классе. Мотор, которым оснащаются BMW M3 и Z4 M, развивает 343 л. с. при 7900 об/мин, а крутящий момент достигает 365 Нм при 4900 об/мин. Еще один впечатляющий показатель, относящийся к этому мотору, – расхода топлива: за пределами города он составляет 8,5 л на 100 км. Среди технических особенностей мотора – система постоянного изменения фаз газораспределения bi-VANOS, алюминиевые поршни с графитовым напылением и 32-битная электронная система управления двигателем, способная совершать 25 млн. операций в секунду.

Сергей Иванов