Могут ли фары следовать за взглядом водителя? Этим вопросом из области научной фантастики всерьез озаботились инженеры компании Opel.
Компания Opel известна своими многочисленными инновациями в области светотехники. Уже сегодня в исследовательской лаборатории компании ведутся работы по созданию третьего поколения адаптивных фар, которые придут на смену нынешним фарам AFL+ с би-ксеноном. В уникальном проекте помимо инженеров компании Opel принимают участие сотрудники Технического Университета города Дармштадт. «Мы работаем над концепцией контроля направления и интенсивности светового потока на основе взгляда водителя уже около двух лет. Чем лучше мы понимаем достоинства этой технологии, тем более интенсивно мы двигаем вперед наш совместный проект», комментирует Ингольф Шнайдер Schneider, директор отделения световых технологий компании Opel.
В отличие от высокотехнологичных систем слежения за движением человеческого глаза, которые требуют наличия от 5 до 10 камер, мы первоначально использовали в нашей работе простейшую веб-камеру. Сфокусированная на голове водителя, она сканирует контрольные точки, например, нос и глаза, чтобы определить движение, а соответственно, направление водительского взгляда. Электроника обрабатывает полученные от камеры данные и преобразует их в управляющие сигналы, что позволяет быстро скорректировать свет фар в нужном направлении. Но, если технически данная система была очень близка к реализации, то расчет данных по-прежнему занимает слишком много времени, а кроме того, скорость записи веб-камеры была слишком медленной, чтобы удовлетворить стремительно изменяющимся дорожным условиям.
Оптимизация операционных параметров камеры и адаптация алгоритма слежения за взглядом позволили улучшить работу системы. В настоящий момент камера снабжена с периферийными инфракрасными датчиками и центральными фотодиодами. Вместе они позволяют сканировать человеческий глаз со скоростью 50 раз в секунду в сумерках и в темное время суток. Кроме того, удалось существенно ускорить обработку и передачу данных, а свет фар можно менять в горизонтальном и вертикальном направлениях.
Единственная проблема, которая является камнем преткновения – природа человека. Дело в том, что на практике человеческий взгляд естественно и бессознательно перепрыгивает с одной фокальной точки на другую. В результате при правильной работе системы световой пучок будет двигаться хаотично. «Чтобы преодолеть эту проблему, мы разработали сложный алгоритм задержки, который должен обеспечить плавность перемещения светового луча», – комментирует Шнайдер. – Еще одно важное достоинство системы заключается в том, что она не требует индивидуальной калибровки под каждого конкретного водителя. Система работает отлично независимо от физических размеров водителя». Даже если водитель вдруг отвлечется взглядом от дороги, свет все равно будет направлен в сторону движения. Это обусловлено тем, что ближний свет фар изначально запрограммирован, чтобы обеспечить необходимое освещение.
Параллельно с перспективными исследованиями в компании Opel заканчиваются последние испытания светодиодных матричных фар, которые отправятся на конвейер уже в середине будущего года.