Опасности прикуривания разряженной АКБ
Однако эта, на первый взгляд простейшая процедура имеет столько нюансов и тонкостей, что безопасно ее выполнить может только профессиональный водитель, в совершенстве понимающий устройство электросистемы современного автомобиля. Если хотя бы один из участников процесса таковым не является – от затеи прикуривания следует воздержаться, ибо результат может оказаться эквивалентным другому смыслу выражения «дать прикурить» автомобилю. Потому что можно дать так, что больше никогда не захочется…
В первую очередь, «прикурить» – означает завести автомобиль с разряженным аккумулятором от аккумулятора другого автомобиля. Подчеркнем – от АКБ заглушенного автомобиля, а не от бортовой сети работающего. При этом АКБ автомобиля донора должна быть отключена от его электрической цепи и подключена к цепи «прикуриваемого». На всю операцию, от снятия клемм до возвращения всего в исходное состояние требуется затратить не более 2-3 минут – это минимальное время, которое предусмотрено автопроизводителями для замены АКБ. Если бортовой компьютер автомобиля дольше будет оставаться без питания – с каждой секундой увеличивается вероятность потери данных со всеми вытекающими последствиями.
Зная это, немногие водители сегодня решаются давать прикурить, и совершенно правильно делают – водительская солидарность это хорошо, но не в том случае, когда она грозит вызовом эвакуатора и дорогостоящей перепрошивкой бортового компьютера. Но даже если вы уверены, что управитесь за три минуты – это еще далеко не все условия, которые надо соблюсти.
Опасно прикуривать в слякотную или дождливую погоду, а также при снегопаде (а именно в таких условиях АКБ разряжается чаще, чем летом). Попадание обильного количества влаги на «создаваемую цепь» может привести к негативным последствиям для любого из автомобилей. В морозную погоду завести машину с севшим АКБ намного труднее, и АКБ «донора» должна быть как минимум равна по пусковому току, а лучше – превосходить параметры прикуриваемого авто.
При прикуривании следует использовать специальные провода, лучше всего морозостойкие с минимальной токопроводящей способностью от 250 ампер (у вас в багажнике вряд ли такие есть). Чем короче провода, тем меньше сопротивление – обычно оптимальной длинной считается полтора-два метра. Провода должны иметь хорошую защитную оболочку, желательно мягкую, чтобы не дубела и не ломалась. Сами провода должны быть медными. Соединение концов проводов с зажимами обязательно должно быть на пайке – простого обжима недостаточно. На самих «крокодилах» тоже не помешает изолирующее покрытие, и обязательны острые «зубы» для наилучшего контакта. Оптимальный диаметр провода 9-12мм.
Производя прикуривание севшего АКБ надо строго соблюдать правила прикуривания и последовательность подключения проводов. Любая ошибка может иметь результатом два обугленных остова дотла сгоревших автомобиля! При подключении и отключении проводов следует избегать соприкосновения контактов самих проводов. В случае искрения проверьте кабель и соединения. Избегайте также попадания контактов кабеля на корпус автомобиля. Поставит автомобили надо так, чтобы дотягивались провода прикуривания, но, чтобы автомобили ни в коем случае не соприкасались. Стоит учитывать что, открываемые двери или капот не должны соприкасаться с другим автомобилем.
Алгоритм прикуривания следующий:
– Обязательно заглушить автомобиль-донор;
– Cнять клеммы с АКБ донора (не более чем на 3 минуты) Подключить провода прикуривания в правильной последовательности:
1. Подключить одну сторону плюсового кабеля к плюсовой клемме заряженной АКБ;
2. Подключить вторую сторону плюсового кабеля к плюсовой клемме севшей АКБ;
3. Подключить одну сторону минусового кабеля к минусовой клемме заряженной АКБ;
4. Подключить вторую сторону минусового кабеля к блоку двигателя автомобиля с севшим АКБ;
– Оставляем в таком положении приблизительно на минуту;
– Заводим автомобиль с севшим АКБ. После запуска «заряжаемого автомобиля» не глушить его;
– Отключаем провода прикуривания в правильной последовательности:
1. Отключаем минусовой кабель от блока двигателя «прикуриваемого» (неисправного) автомобиля;
2. Отключаем плюсовой кабель от АКБ «прикуриваемого» (неисправного) автомобиля;
3. Снимаем провода прикуривания с АКБ автомобиля-донора (исправного);
4. На автомобиле-доноре ставим все назад (подключаем клеммы).
Чтобы не связываться с таким небезопасным процессом, лучше убедиться, что ваша АКБ в порядке, и при необходимости – заменить на качественный аккумулятор надежного производителя. Конечно, надежность АКБ обеспечивается технологиями, которые несколько дороже в производстве, чем классические, зато дают непревзойденный эффект. Так, Сепаратор-конверт в аккумуляторах Bosch предотвращает контакт между положительной и отрицательной пластинами, гарантируя больший срок службы и увеличенный ток холодного пуска. Специальная технология сварки уменьшает потери мощности и предотвращает возможное разрушение контактов. Центральное расположение контактов обеспечивает дополнительную стабильность пластин, оптимальное энергообеспечение и ток холодного пуска.
Пластины, изготовленные традиционным методом протяжки и рассечки склонны к деформации решетки из-за коррозии, что опять-таки приводит к короткому замыканию и обсыпанию активной массы. Применять же для изготовления пластин литье – слишком дорого, поэтому в Bosch используется инновационная решетку PowerFrame. Дело в том, что важнейшим показателем АКБ является прочность пластин. Специальный сплав от Bosch и уникальная структура решетки обеспечивает устойчивость к коррозии и значительно меньший саморазряд, что особенно важно, поскольку современные АКБ на 100% необслуживаемые. Оптимизированная структура решетки гарантирует постоянно высокую пусковую мощность и долгий срок службы.
У штампованной решетки есть рамка, не позволяющая ей разрастаться или деформироваться, что исключает короткое замыкание и снижает саморазряд батареи. В местах наибольшей электрической нагрузки нанесено больше свинца, что делает решетку более устойчивой к окислению. Штампованные решетки менее ломкие, а точно изготовленная структура способствует отличному сцеплению решетки с активной массой аккумулятора. Такая прочность особенно ценна при езде по плохим дорогам, когда аккумуляторы постоянно подвергаются сотрясениям при проезде неровностей.
Кроме того, благодаря технологии PowerFrame от Bosch улучшена геометрия решетки. Новая усовершенствованная форма ячеек решетки способствует уменьшению сопротивления бегущему току. Благодаря этому значительно улучшается проводимость, выше пусковой ток и быстрее процесс зарядки аккумулятора, что особенно важно при зимних поездках на короткие расстояния, чтобы АКБ успевала полностью зарядиться – ведь недозаряженные аккумуляторы более чувствительны к низким температурам.
Информация подготовлена международным маркетинговым агенством «AGV-Aftermarket».