
Обзор рынка моторных масел: Ставка на вязкость
Попробуем доступно ответить на эти сложные вопросы.
Предлагаемый сегодня ассортимент моторных масел для легковых автомобилей, наверное, на 99 процентов состоит из всесезонных продуктов. Эти масла очень легко определяются по имеющейся на каждой канистре маркировке класса вязкости по SAE (J 300). Так, всесезонки маркируются двумя цифровыми значениями, одно из которых стоит по соседству с буквенным индексом W. Последний – походное от слова winter (с англ. – «зима»), т. е. означает зимнюю вязкость данного масла. Эта низкотемпературная вязкость позволяет оценить, как масло будет работать в момент запуска холодного двигателя. Именно в этот момент он испытывает масляное голодание, сопровождаемое интенсивным износом, и как долго это будет длиться, зависит от того, насколько быстро к парам трения поступит смазка.
Масло с меньшей вязкостью (5W, 0W) при низкой температуре лучше прокачивается по системе, быстрее поступает к наиболее отдаленным парам трения, соответственно, уменьшает износ деталей при пуске за счет исключения сухого трения по сравнению с использованием масла повышенной вязкости (10W, 15W, 20W, 25W). Но делая при покупке ставку на низкую зимнюю вязкость, не стоит забывать, что этот показатель должен быть в пределах допуска автопроизводителя для данного мотора (имеется в руководстве по эксплуатации автомобиля). Также нужно помнить о том, что применение зимой более вязких «летних» масел 15W-40 (50), 20W-40 (50)) ведет к перерасходу топлива, который, особенно при коротких поездках с холодным двигателем, может достигать и 10%, и 20% от общего расхода.
Выбор необходимой вязкости масла при «рабочей» температуре 100°С (второй числовой показатель в маркировке SAE, например, 40 – в масле 10W-40) для определенного двигателя зависит от его конструктивных особенностей (например, зазоров в парах трения), условий работы (температуры, нагрузочного и скоростного режимов и т. д.), технического состояния.
Еще один «зимний» нюанс – холодные пленки масла большой вязкости в подшипниках трения и на стенках цилиндров не в состоянии обеспечить легкость перемещения деталей, поэтому для преодоления большого сопротивления необходимо приложить больше энергии. Ее источник – аккумуляторная батарея. И если она уже отработала 3–4 года, зимой ей придется очень нелегко. С учетом огромного количества энергии, расходуемой на запуск холодного мотора, постоянно включенных фар и отопителя, генератор в случае коротких поездок может не успевать дозаряжать ее. А постоянные недозарядки – это причина сульфатации пластин, заметно снижающей ресурс АКБ. Вот так можно сэкономить на масле, но потом раньше времени раскошелиться на покупку аккумуляторной батареи.
EVO
Будет интересным для украинских автовладельцев и ассортимент моторных масел немецкой торговой марки EVO. В нем для предстоящей зимы можно найти моторное масло для самых разных двигателей. Если важна максимальная защита мотора от износа, стоит обратить внимание на масла серии EVO Original с технологией защиты деталей от износа на молекулярном уровне IronDefence. Ее суть – молекулы IronDefence проникают в поверхность трения деталей, образуя сверхпрочную смазочную пленку с высокими антифрикционными свойствами.
Для современных двигателей иномарок в линейке EVO предусмотрено синтетическое моторное масло E7 5W-40 (API SM/CF, ACEA A3/B4). Для бензиновых моторов легковых автомобилей как нового поколения, так и старых версий, а также малотоннажного коммерческого транспорта подойдет полусинтетическое масло EVO E5 10W-40 (API SM/CF, ACEA A3/B4). Есть в линейке EVO и энергосберегающее масло E9 5W-30 (API SM/CF, ACEA A3/B4, С3), которое получило допуски MB (229.31), VW (502.00/505.00), BMW (LL-04). Это синтетический продукт для самых современных бензиновых и дизельных двигателей. Специально для современных дизельных моторов с турбонаддувом специалисты ЕVO Lubricants разработали синтетическое масло EVO TURBO DIESEL D7 5W-40 (API CF, ACEA B4). Этот продукт предназначен для дизельных двигателей легковушек, легкого коммерческого автотранспорта, спецтехники и т. д. Из более доступных масел для новых дизельных моторов рекомендуется полусинтетическое масло EVO TURBO DIESEL D5 10W-40 (API CF, ACEA B4). Также в ассортименте продукции есть масла для коммерческой техники – полусинтетическое моторное масло класса SHPD EVO TRD5 10W-40 TRUCK DIESEL (API CI-4/SL, ACEA E3/E5/E7/B3/B4/A3). Эти масла защищают двигатель от износа в тяжелых условиях эксплуатации, предотвращают образование отложений на его внутренних поверхностях, нагара на стенках цилиндров и поршней, нейтрализуют агрессивные продукты сгорания при работе мотора на дизельном топливе с увеличенным содержанием серы. В начале 2014 года на рынке Украины появится новая премиум-линейка синтетических масел EVO Ultimate, а также самое современное полностью синтетическое масло с высочайшими эксплуатационными качествами EVO Iconic 0W-40.
Практические советы
Промывка системы смазки перед заменой моторного масла особенно желательна в двигателях с гидрокомпенсаторами и гидронатяжителями.
Motul
Широкий ассортимент моторных масел Motul объясняется как конструктивными особенностями двигателей, так и разнообразием климатических и других условий эксплуатации. При создании стопроцентно синтетических масел серии 8100 учитывались совместимость с системами очистки отработавших газов, обеспечение топливной экономичности и надежной защиты от износа в условиях предельных скоростных и нагрузочных режимов.
Практические советы
Повышенная зимняя вязкость может стать камнем преткновения и при запуске мотора уже подизношенной четырех-пятилетней АКБ.
Продукты X-cess и Eco-nergy уже можно назвать классикой. Масло 8100 X-cess 5W-40 официально одобрено основными грандами мирового автопрома и полностью соответствует даже самым строгим требованиям прагматичных «немцев» и их детищ. Масло 8100 Eco-nergy 5W-30 рекомендовано для современных высокотехнологичных «японцев». Благодаря незаурядным низкотемпературным свойствам и принадлежности к самому низкотемпературному классу вязкости 0W продукт 8100 X-max 0W-40 уже не первый год доказывает свою способность обеспечивать запуск двигателей автомобилей даже в самую холодную зимнюю погоду.
Постоянное ужесточение норм выбросов вредных веществ в атмосферу обуславливает необходимость применения в автотранспорте современных систем их нейтрализации. Все больше автопроизводителей применяют каталитические нейтрализаторы, а также фильтры твердых частиц (DPF), параллельно выдвигая более жесткие требования к рецептуре смазочных материалов, в первую очередь – к содержанию серы, фосфора и сульфатной зольности. Все эти требования учтены технологами и инженерами французской компании Motul и воплощены в продуктах сlean серии 8100. Масла X-сlean 5W-40 и Eco-сlean 5W-30 разработаны специально для бензиновых двигателей и дизелей, соответствующих экологическим стандартам Евро 4 и Евро 5.
Имея официальные одобрения от мировых автопроизводителей, данные продукты также отвечают требованиям последних редакций эксплуатационных классификаций API и ACEA.
Neste Oil
Для украинской нестабильной зимы специалисты компании «Агро-Союз» рекомендуют моторные масла серии Neste City Pro. Это полностью синтетические масла, разработанные и протестированные в Финляндии, где сезонные перепады температур достигают 80 градусов (от минус 50 зимой до плюс 30 летом). Данные продукты обеспечивают быстрый запуск даже в сильные холода, при этом отлично смазывают детали двигателя и защищают его от износа. В линейке продукции Neste City Pro представлено много разных сортов масла. Остановимся на самых интересных. Одно из них – масло нового поколения Neste City Pro с вязкостью 5W-40. Оно отвечает специальным требованиям самых современных моторов легковых автомобилей с системами очистки выхлопных газов и соответствует жестким требованиям нового класса SN по классификации API. Специально для холодных условий разработан продукт Neste City Pro 0W-40.
Для двигателей с удлиненными интервалами замены масла создано масло Neste City Pro LL 5W-30. Оно разработано для бензиновых и дизельных моторов нового поколения Opel и других автомобилей концерна General Motors с ECO-Flex System (имеет допуски GM-LL-А-025, B-025). Данное масло подходит и для других бензиновых и дизельных двигателей легковых авто и микроавтобусов, к примеру, оно имеет допуск Fiat 9.55535-G1.
Есть в ассортименте Neste и новое энергосберегающее маловязкое масло City Pro 0W-20. В первую очередь оно предназначено для моторов японских легковых автомобилей – Toyota, Lexus и Honda, а также для машин с гибридными силовыми установками.
Из проверенных временем масел следует отметить Neste City Standard 5W-30. Это также маловязкое моторное масло для современных двигателей легковых автомобилей, которое относится к категории энергосберегающих. В наибольшей степени данный продукт подходит для современных моторов Ford.
Для менее требовательных силовых агрегатов очень хорошим выбором будет новинка сезона – полусинтетическое масло Neste Premium 5W-40, которое отлично подходит как для новых моторов, так и для двигателей с пробегом.
Petronas Syntium
Как отметили специалисты компании, любое моторное или трансмиссионное масло нужно выбирать согласно спецификациям производителей автомобилей. Но иногда выбор приходится делать из нескольких вариантов. Например, для корейских и японских машин производители рекомендуют масло Petronas Syntium 7000 XS с вязкостью 0W-30 и Syntium 5000 XS с вязкостью 5W-30. В таком случае нужно принимать во внимание, какой сезон впереди. Если это лето, лучше остановиться на Syntium 5000 XS, а если грядет зима, морозы, регулярные «холодные пуски», то мы рекомендуем использовать масло Syntium 7000 XS. В любом случае и то, и другое масло адаптировано для эффективной работы с гидрокомпенсаторами. Хотя масло Syntium 7000 XS обеспечивает снижение потребления топлива и улучшенный запуск холодного двигателя, а также высокую защиту от износа даже в экстремальных климатических условиях.
Визитная карточка
Международная компания Petronas Lubricants International, работающая в области смазочных материалов, – это подразделение малайзийского нефтяного концерна Petronas. Компания представлена более чем в 20 странах мира как производитель, дистрибьютор и продавец моторных масел, функциональных и защитных жидкостей для радиаторов наивысшего качества. Концерн Petronas известен на рынке нефтеперерабатывающих предприятий как крупная компания, ведущая исследовательскую и производственную работу. Petronas предлагает потребителям оригинальные масла, смазки, жидкости для легковых и грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственной техники. Масло Syntium Petronas – это синтетическое масло средней ценовой категории. Оно производится на заводах в Бельгии, а также в Италии и Испании. Syntium отличается довольно высоким уровнем качества и соответствует установленным европейским стандартам. Для изготовления масел Syntium Petronas не используются компоненты, получаемые в процессе реакции гидрокрекинга, – только естественные базовые минеральные или синтетические составляющие. Линейка масел Syntium Petronas достаточно широкая: ТМ предлагает потребителям масла, предназначенные для моторов техники любой марки.
Отдельно стоит обратить внимание на состояние масла после пробега 5–7 тысяч километров. Т. к. масла Syntium обладают повышенными моющими свойствами, возможно, после этого пробега будет «вымыто» много грязи из масляных каналов. Экономить в этом случае не рекомендуется. Лучше прибегнуть к внеочередной замене масла. Тогда новое масло будет работать в моторе вашего автомобиля гораздо эффективнее.
Любое моторное масло Petronas Syntium обеспечивает полную защиту двигателя – от «холодного запуска» до рабочей температуры. Производство масла на основе эстеров или полиальфаолефинов (ПАО) имеет ряд преимуществ по сравнению с маслами, полученными в процессе гидрокрекинга нефти.
Если для производства базового масла используются эстеры, то применение присадок для загущения, которые выгорают и быстрее приводят масло в негодность, совсем необязательно. Молекулы эстеров имеют заряд и, соответственно, полярность, поэтому они притягиваются к металлу. Вязкость эстеров легко корректируется. Температурные рамки моторного масла, изготовленного на основе эстеров и ПАО, по сравнению с другими маслами значительно шире, что делает его более стабильным на протяжении всего срока эксплуатации.
Также стоит отметить, что эстеры – экологически чистые продукты. В качестве базы для синтетических моторных масел Petronas Syntium используется основа, произведенная из смеси эстеров и ПАО.
Практические советы
При выборе моторного масла главным критерием должен быть допуск производителя. Если вам предлагают масло без допусков, ориентируйтесь по другим параметрам – классам SAE, API, ACEA и т. д.
Однако стоит напомнить, что масло нужно подбирать согласно требованиям и спецификациям производителя машин. Например, если у вас автомобиль VW, у которого допуск по маслу 507.00, то нужно использовать масло Syntium 5000 AV. Если же требования VW ограничиваются спецификацией 505.00 или 505.01, то в этом случае нужно обращать больше внимания на пробег автомобиля. Так, для машин с пробегом не больше 200 тыс. км мы рекомендуем использовать масло Syntium 3000 AV. А если пробег авто составляет более 200 тыс. км, лучше применять Syntium 1000. Это масло тоже имеет допуск 505.00, что говорит о согласованности использования указанного масла в моторах концерна VW.
Соответственно, таким же образом нужно подбирать масла и для других марок автомобилей. На каждой канистре указаны допуски и спецификации, что значительно облегчает процесс подбора.
Shell
В Украине оптимальными для эксплуатации автомобилей в холодный период будут масла с зимними классами вязкости 0W и 5W. Согласно спецификации SAE J300 это гарантирует, что данные масла обеспечат проворачиваемость коленчатого вала двигателя стартером с необходимой для его успешного запуска частотой при температурах до – 35°С (соответственно, для класса вязкости 5W это будет температура до – 30°С) и будут прокачиваться по системе смазки к самым удаленным поверхностям трения при температурах до – 40°С (для 5W – до – 35°С). При использовании масла сомнительного качества на внутренних деталях и поверхностях мотора могут образовываться низкотемпературные отложения из воды и несгоревшего топлива и шлам, особенно в условиях, когда время прогрева до рабочей температуры существенно возрастает (например, при заправке некачественным топливом), или из-за частых поездок на короткие расстояния, когда двигатель не успевает прогреться. Эти отложения препятствуют нормальному смазыванию силового агрегата, вызывают повышение вязкости масла и рост расхода топлива, препятствуют полноценной работе гидрокомпенсаторов и гидронатяжителей. В состав пакета присадок всех моторных масел «Шелл» входит специальный комплекс моюще-диспергирующих присадок Active Cleansing Agents, который предотвращает образование отложений, а уже появившиеся нагары и продукты окисления смывает с поверхностей деталей и удерживает их в виде микроскопических частиц в масле до момента очередной замены.
Езда только в городе с частыми остановками и на короткие расстояния приводит к тому, что двигатель не успевает прогреваться до рабочих температур и в масло попадает большое количество несгоревшего топлива. Это способствует его преждевременному окислению и разрушению присадок. Езда в дорожных пробках приводит к тому, что пробег самого авто небольшой, а наработка мотора, пока машина не двигается или едет медленно, растет, а значит, и срок службы масла сокращается. Для таких случаев следует обратить внимание на масла с хорошими антиокислительными свойствами. В линейке «Шелл» это Ultra 0W-40, Ultra 5W-40, Ultra Extra 5W-30. Для зимней эксплуатации на коротких расстояниях, когда двигатель не прогревается, оптимальным будет масло Ultra 0W-40.
Практические советы
Улучшить условия работы системы смазки в зимнее время позволяют предпусковые подогреватели. Они исключают езду при холодном двигателе.
Statoil
При поиске моторных масел стоит обратить внимание и на продукцию торговой марки Statoil. Ее выпускает подразделение Statoil Lubricants (Швеция) крупнейшей нефтяной компании Норвегии. Благодаря такой принадлежности Statoil контролирует весь процесс производства масла, начиная с добычи сырья и заканчивая поступлением на склад, чем обеспечивается высокое качество смазочных материалов. В линейке продукции Statoil можно подобрать оптимальное масло для любых условий эксплуатации, в том числе и для экстремальных, например, для зимы. Присутствуют в ассортименте Statoil и энергосберегающие масла, отвечающие жестким требованиям ACEA по нормам экологии. К примеру, LazerWay C1 5W-30 – полностью синтетическое масло, соответствующее требованиям для бензиновых и дизельных двигателей ACEA C1. Оно имеет очень низкие показатели сульфатной зольности и содержания фосфора и серы, чем обеспечивается большой ресурс сажевых фильтров и катализаторов. Также это масло благодаря максимальному снижению трения в моторе способствует экономии топлива. В своей работе подразделение Statoil Lubricants делает большие ставки на разработку масел под конкретные требования автопроизводителей и для конкретных типов двигателей. Одна из последних таких разработок – масло LazerWay LL 5W-30 (504.00/507.00) для моторов моделей Volkswagen и Audi с увеличенными интервалами замены. Новый стандарт заменяет старые спецификации 505.01, 503.00/01, 506.00/01 и соответствует всем основным спецификациям Volkswagen – 505.00 и 502.00.
Для атмосферных дизельных агрегатов и двигателей с турбонаддувом легковых и малотоннажных грузовых автомобилей предлагается «полусинтетика» SuperWay TDI 10W-40. Для зимнего периода оптимальным будет применение синтетического масла LazerWay C3 5W-30 с допусками GM Dexos II, MB 229.51, BMW LL-04.