X

Необходимость зажигать фары днем имеет свои последствия

В частности, зимой нужно включать фары и обслуживать электрооборудование.

Поскольку, согласно новому законодательству, с 1 октября нужно включать фары и днем, водителям может прибавиться хлопот. Причем, касается это не только владельцев потрепанных временем машин, но и новых автомобилей. Как минимум потому, что определенные к использованию в режиме «днем с огнем» лампы фар ближнего света имеют определенный ресурс. Так, недорогие лампы накаливания, «наработав» порядка 300-400 часов, начинают терять яркость свечения. Световой поток ламп премиум-сегмента cохраняется неизменным дольше – например, у стандартных ламп Philips этот показатель достигает 600 часов. Но через 700 часов работы перегорают и они, не говоря о лампах более массовых брендов, ресурс которых соответственно, значительно ниже.

Высококачественные лампы с увеличенным световым потоком (так называемые +30 %, +50 %) служат порядка 400-450 часов, дешевые, естественно, намного меньше. То есть, если нужно включать фары днем, лампы придется менять чаще – только и всего. Поэтому не помешает возить c собой тот или иной комплект-«запаску».

К счастью, новый закон о том, что нужно включать фары днем, касается только загородных дорог, и горящие фары не будут нагружать энергосистему автомобиля в наиболее неблагоприятных для нее городских условиях. Однако, жители окружающих мегаполисы пригородов нередко тянутся в пробках и на дорогах, считающихся загородными, поэтому следует принять во внимание некоторые факторы технического порядка. Так, необходимость зажигать фары и в дневное время сопровождается повышенным потреблением энергии.

Между тем, включенные фары в зимний сезон – не единственный мощный потребитель электрической мощности (порядка 100-120 Вт). Кроме них электроэнергия требуется вентилятору отопителя (20-30 Вт), подогреву сидений (50-100 Вт), обогреву стекол и зеркал (120-200 Вт), стеклоочистителям (30-50 Вт), аудиосистеме (10-30 Вт). Если двигатель работает на низких оборотах (до 1000 об.мин.) – при медленно движущемся или стоящем автомобиле – генератор может не справится с чрезмерной нагрузкой. Тогда начинается частичная компенсация «недостачи» за счет аккумуляторной батареи. Да, в моменты повышения оборотов двигателя АКБ будет вновь подзаряжаться, но в целом такой зимний баланс часто бывает отрицательным – то есть, не в пользу аккумулятора.

Запаса его емкости зачастую хватает ненадолго, особенно, если промежутки езды на оборотах выше средних невелики. Поэтому, если автомобиль зимой много эксплуатируется в условиях городской езды в час пик, нужно периодически (от одного раза в месяц) подзаряжать аккумулятор от стационарного источника – зарядного устройства дома, в гараже или на СТО. Иначе баланс между разрядкой и зарядкой батареи, в конце концов, нарушится настолько, что в одно отнюдь не прекрасное морозное утро запаса энергии в АКБ не хватит для запуска двигателя.

Помимо того, если автомобилю более 3-5 лет, есть смысл при случае показать его электрооборудование профессиональному автоэлектрику. Он замеряет ток зарядки, определит остаточный ресурс аккумулятора (до его полной замены), проверит подшипники и щеточный узел генератора, осмотрит нагруженные высокими токами контакты электропроводки на предмет коррозии и очистит их. В сезон, когда нужно включать фары и ночью, и днем, подобная профилактика поможет избежать неожиданных сюрпризов со стороны электрооборудования.

Исключить многие упомянутые выше дополнительные вопросы, вызванные необходимостью зажигать фары днем, могут дневные ходовые огни – DRL (day running lights). Сконструированные по светодиодным технологиям, в случае качественного исполнения, они потребляют 5-10 ватт энергии, что в 10-20 раз меньше, чем стандартные фары ближнего света. Однако касательно DRL есть две оговорки. Во-первых, нужно выбирать относительно дорогие изделия известных брендов, поскольку дешевые китайские DRL не отвечают требованиям европейского законодательства – двух Правил ЕЭК по характеристикам светового поток. К тому же дешевые огни служат недолго: даже если они не перегорают в течение года эксплуатации, то значительно снижают яркость своего свечения.

Вторая особенность DRL связана с не самым удачным украинским законодательством в сфере допоборудования автомобилей. Без проблем светодиодные DRL в Украине можно эксплуатировать лишь на авто, которые могут с завода комплектоваться подобными огнями. В противном случае возможны вопросы со стороны работников ГАИ, которые попытаются выяснить, являются ли DRL штатным оборудованием или это – самостоятельная переделка системы освещения и сигнализации. В настоящее время производители качественных DRL, отвечающих требованиям Правил ЕЭК, проводят определенную работу по полному «узакониванию» своих изделий на территории Украины для применения на любых автомобилях. В любом случае применение качественных DRL того или иного известного бренда можно считать более эффективным средством безопасности, нежели обычных фар ближнего света, поскольку светодиодные огни более заметны.