X

На заправку – в ресторан

Оказывается, можно путешествовать вокруг света, не пользуясь услугами автозаправок. Для этого достаточно поставить в багажник мини-установку для производства биотоплива.

Оказывается, можно путешествовать вокруг света, не пользуясь услугами автозаправок. Для этого достаточно поставить в багажник мини-установку для производства биотоплива.

Оказывается, можно путешествовать вокруг света, не пользуясь услугами автозаправок. Для этого достаточно поставить в багажник мини-установку для производства биотоплива.

Именно так и поступил японский фотограф, автогонщик и любитель приключений Сюсэй Ямада, который со своей командой в рамках акции Biodiesel Adventure Project отправился в кругосветное путешествие на дизельной Toyota Land Cruiser 100. Цель этой акции – показать реальные возможности эксплуатации автомобиля на биотопливе в качестве альтернативы горючему из нефти, запасы которой в недрах Земли сокращаются ускоренными темпами.

Мини-завод в багажнике

В бак автомобиля заливается только биодизель, который получают на борту автомобиля – в багажнике расположился 200-килограммовый мини-завод собственной разработки. Сырьем для изготовления биодизеля служат использованное растительное масло, технический спирт (метанол), а для протекания химпроцесса – гидрооксид калия. Отработанное масло путешественники берут, как правило, в ресторанах и передвижных мини-пекарнях, где готовят, например, чебуреки и аналогичные изделия. Метанол очень ядовит, поэтому в широкой продаже он отсутствует. В разных странах «добывали» его по-разному – где-то на АЗС, а где-то – в спецмагазинах.

В принципе, техпроцесс приготовления биодизеля на этом мини-заводе очень схож с промышленным производством на крупных предприятиях. Суть процесса – смешивание в специальных условиях двух субстанций с разными характеристиками – растительного масла и метанола, при котором и получается продукт, приближенный по характеристикам к дизельному топливу. Но есть и небольшие отличия в производстве. Например, в процессе приготовления топлива на борту автомобиля нет этапа гидроочистки масла, так как для этого требуется водород. В установке японца для очистки отработанного растительного масла применяют четыре фильтра, работающие по иному принципу.

Производительность мини-завода – около 40 литров биодизеля в сутки. В установку заливается 40 литров масла и 8 литров метанола. Этого объема достаточно, чтобы преодолеть около 300 километров.

По словам Сюсэя, его автомобиль оснащен самым обычным серийным дизельным двигателем, который хорошо «переваривает» биотопливо без потери мощности и снижения экономичности. Расход горючего на серьезном бездорожье приближается к 50 л/100 км, на обычных грунтовых дорогах – около 15 л/100 км, а на асфальте – еще меньше, что полностью соответствует расходу при использовании обычной солярки, полученной из нефти.

За один раз в бак установки можно залить около 40 литров использованного растительного масла. На выходе через 24 часа будет получено столько же биотоплива. Для очистки использованного масла установка оснащена четырьмя вертикальными фильтрами, заполненными специальным порошком.
Биодизельное топливо заправляется в бак напрямую из мини-завода, без использования каких-либо отстойников.

При производстве биодизеля есть и немного отходов. Однако проблем с их утилизацией нет. Отходы можно применять как удобрение в сельском хозяйстве, в качестве жидкого мыла или отдать на «съедение» специальным бактериям.

Пройденные этапы

Путешественники уже покорили Японию, Канаду, США, Европу, и теперь они в Украине – в поисках использованного растительного масла для дальнейшего путешествия в Россию, Казахстан и т. д. Общая протяженность маршрута – 60 тыс. км. Этот Land Cruiser уже прошел проверку в рамках Ралли Париж–Дакар, подтвердив жизнеспособность данного вида топлива. Кроме «Дакара», в послужном списке господина Ямады путешествия на биодизельном автомобиле по Японии (2800 миль), Европе и Африке (12500 миль), а также участие в марафоне UEA Desert Challenge 2006 года.

Справка

Биотопливо (biofuel) получают в результате переработки каких-либо растений (кукуруза, рапс, соя и т. д.). Различается жидкое биотопливо (этанол, метанол, биодизель), твердое биотопливо (дрова, солома и т. д.) и газообразное (биогаз, водород). Для современных автомобилей пригодно только жидкое и газообразное.

Юрий Дацык
Фото Андрея Яцуляка