X

Моторный хит-парад 2004

В нынешнем году в девятый раз состоялся северо-американский конкурс «10 лучших двигателей» (10 Best Engines). За право стать лучшими в нем «соревновались» 32 мотора разных автопроизводителей.

В нынешнем году в девятый раз состоялся северо-американский конкурс «10 лучших двигателей» (10 Best Engines). За право стать лучшими в нем «соревновались» 32 мотора разных автопроизводителей.

В нынешнем году в девятый раз состоялся северо-американский конкурс «10 лучших двигателей» (10 Best Engines). За право стать лучшими в нем «соревновались» 32 мотора разных автопроизводителей.

Нынешний этап конкурса несколько отличался от предыдущих – в списке участников, кроме поршневых двигателей внутреннего сгорания, появились роторный мотор Mazda и гибридная силовая установка Toyota. После подведения итогов в десятке лучших оказались пять новых моторов и пять уже знакомых по прошлому году.

Новенькие

В пятерку новичков вошли обе нетрадиционные силовые установки – роторный мотор Renesis, устанавливаемый на Mazda RX8, и гибридная «пара» Toyota Prius. Роторный двигатель отличается рядом особенностей. Во-первых, он намного превосходит поршневых конкурентов по показателю литровой мощности – каждый литр его рабочего объема выдает 183 л. с. Во-вторых, это единственный в мире серийный роторный мотор. В-третьих, он имеет небольшие размеры и вес, что упрощает компоновку автомобиля и делает развесовку по осям оптимальной. Инженерам Mazda практически удалось справиться с проблемой повышенного расхода топлива, присущей этому типу двигателей, посредством использования впускного тракта с изменяемой геометрией, а также внедрения системы изменения времени открытия клапанов.

Гибридную силовую установку Prius долго не решались вносить в список конкурсантов, так как многих смущал нетрадиционный способ получения крутящего момента для привода колес. В конечном счете этот агрегат все-таки включили в перечень, поскольку его разработчики сделали важный шаг на пути решения экологических и энергетических проблем. Японский гибрид состоит из четырехцилиндрового двигателя внутреннего сгорания (76 л. с.), генератора переменного тока, тягового электродвигателя переменного тока (67 л. с.) и аккумулятора. В зависимости от режима движения в установке поочередно или одновременно используются крутящий момент ДВС (111 Нм) и электромотора (400 Нм). Согласованную работу этих агрегатов во всех режимах обеспечивают планетарный механизм, преобразователи тока и управляющий компьютер. Генератор служит для подзарядки аккумуляторов, поэтому нет потребности в их зарядке от внешних источников электроэнергии. При торможении запас энергии помогает пополнять электромотор, который начинает работать в режиме генератора. При пуске ДВС генератор выполняет роль стартера. Гибридную установку заслуженно отметили за экономичность (расход топлива составляет 3,9 – 4,6 л на 100 км в зависимости от режима движения) и большой пробег без заправки, а также за сверхнизкий уровень токсичности отработавших газов.

Классическая тройка

Еще три новичка-лауреата – 4,2-литровый мотор Audi S4, 5,9-литровый турбодизель Cummins 600 модели Dodge Ram и 2,5-литровый «оппозитник» Subaru Impreza WRX Sti нестандартной модификации. Проверенный годами 340-сильный двигатель Audi, устанавливаемый на А6 и А8, привлек внимание экспертов тем, что обеспечил S4 высокую удельную мощность. Кроме того, была отмечена его компактность – восемь цилиндров, расположенных в два ряда под углом 90°, без проблем поместились под капотом машины D-класса.

Шестицилиндровый турбодизель Cummins 600, созданный для пикапов и больших внедорожников, тоже попал в десятку не случайно. Процесс сгорания в этом моторе усовершенствован настолько, что низкой токсичности выхлопа добились без использования каких-либо устройств дожига отработавших газов. Двигатель также отличается большим крутящим моментом (813 Нм при 1600 об/мин) и низкой шумностью.

Четырехцилиндровый 2,5-литровый оппозитный мотор Subaru WRX Sti, устанавливаемый не на стандартную версию Sti, а на более заряженную, также привлек внимание судей. Три сотни «лошадей» и четыреста ньютонометров при объеме 2,5 л обеспечивают Impreza WRX Sti разгон до 97 км/ч всего за 4,8 секунды. Высокая гибкость работы системы изменения фаз газораспределения вместе с отличной уравновешенностью обеспечивают превосходную эластичность работы на любых режимах.

Пятерка старожилов

Заслужили внимания и некоторые прошлогодние победители. 5,7-литровый двигатель Hemi Magnum концерна Daimler-Chrysler остался в десятке благодаря наличию в каждом цилиндре двух свечей зажигания, электронной дроссельной заслонке, а также полусферической камере сгорания (hemispherical) – козырю семейства двигателей Hemi с момента их появления (1951 г.). За счет данных конструктивных особенностей этот достаточно старый мотор (его разработали еще в далекие 60-е) соответствует современным экологическим нормам.

В «десятку» второй раз попала модернизированная рядная «шестерка» семейства Vortec от General Motors с такими новшествами как система изменения фаз газораспределения, новая программа блока управления двигателем и полимерное покрытие поршней, снижающее коэффициент трения со всеми вытекающими отсюда последствиями – увеличением ресурса двигателя, снижением расхода топлива и шумности.

Заслуженно отмечена и 3,0-литровая «шестерка» Honda. Этот атмосферный бензиновый двигатель по самым важным характеристикам – мощности, крутящему моменту, литровой мощности, экономичности – заметно превосходит конкурентов. Этим он обязан известной «хондовской» системе газораспределения VTEC, которая способна регулировать продолжительность открытия впускных клапанов.

Повторно вошла в список лучших и рядная атмосферная «шестерка» BMW рабочим объемом 3,2 л с системой непрерывного изменения фаз газораспределения Vanos. Этот высокооборотистый агрегат (максимальные обороты – более 8000 в минуту) отличается превосходными силовыми характеристиками: мощность – 343 л. с., крутящий момент – 365 Нм, литровая мощность – 107 л. с./л.

Девятый (!) раз в число призеров вошел 3,5-литровый мотор VQ компании Nissan (VQ – семейство двигателей рабочим объемом 2,0; 2,5; 3,0 и 3,5 л). Cтарожил конкурса, подвергшийся модернизации в 2002 году, весьма надежен и отличается высоким крутящим моментом во всем диапазоне работы, поэтому высокая динамика разгона поддерживается почти с оборотов холостого хода.

 Условия конкурса

В конкурсе 10 Best Engines может принимать участие двигатель любой серийно выпускаемой машины, стоимость которой не превышает $52500 (до прошлого года – $50000). Основные критерии выбора лучших моторов – эластичность, уравновешенность, литровая мощность, внешние скоростные характеристики; используемые новые технологии, заметно улучшающие те или иные показатели. В конкурсе не предусмотрены призовые места. Есть лучшая десятка моторов, которые перечисляются в алфавитном порядке.

ПроизводительТип двигателяРаб. объем, лБлок/гол. цилиндровДиам. х ход поршня, ммМощность, л. с./об/мин.Кр. момент, Нм/об/мин.Литр. мощность, л. с./лСтепень сжатияУстан. на модели
Audi AG4,2 л DOHC V8 90°4,163алюминий/алюминий84.5 x 92340/7000409/35008111:1Audi S4
BMW AG3,2 л DOHC R63,246чугун/алюминий87 x 91343/7900365/490010711.5:1M3
DaimlerChrysler AG's5,7 л Hemi Magnum OHV V8 90°5,654чугун/алюминий99.5 x 90.9345/5400508/4200619.6:1Dodge Ram Heavy Duty
DaimlerChrysler AG's5,9 л Cummins 600 OHV R6 турбодизель5,883чугун/чугун102.1 x 119.9325/2900813/16005517.2:1Dodge Ram
General Motors Corp.Vortec 4.2 DOHC R64,160алюминий/алюминий93 x 102275/6000373/36006510:1GMC Envoy 4WD
Honda Motor Co.Ltd.3,0 л SOHC V6 60°*2,997алюминий/алюминий86 х 86240/6250287/50008010:1Accord Coupe 6-speed
Mazda Motor Corp.1,3 л Renesis роторный двухсекцион.1,312алюминий238/8500216/550018310:1RX-8
Nissan Motor Co.Ltd.3,5 л DOHC V6 60°*3,498алюминий/алюминий95,5 х 81,4260/6000353/48007410,3:1Infiniti G35 sedan
Fuji Heavy Industries Ltd.'s Subaru2,5 л турбонаддув DOHC H42,457алюминий/алюминий99.5 x 79300/6000407/40001208.2:1Subaru Impreza WRX STi
Toyota Motor Corp.1,5 л DOHC R4 Hybrid1,497алюминий/алюминий75 x 84.776/4500111/42005110.5:1Prius
* Угол между рядами цилиндров в V-образных моторах. R – рядное расположение цилиндров, V – V-образное, H – оппозитное, DOHC (Double Overhead Camshaft) – с двумя распредвалами на головке блока цилиндров, SOHC (Single Overhead Camshaft – с одним распредвалом на головке блока цилиндров, OHC (Overhead Camshaft) – с верхним расположением распредвала

Юрий Дацык
По материалам WardsAutoWolrd
Фото фирм-производителей