В нынешнем году в девятый раз состоялся северо-американский конкурс «10 лучших двигателей» (10 Best Engines). За право стать лучшими в нем «соревновались» 32 мотора разных автопроизводителей.
В нынешнем году в девятый раз состоялся северо-американский конкурс «10 лучших двигателей» (10 Best Engines). За право стать лучшими в нем «соревновались» 32 мотора разных автопроизводителей.
В нынешнем году в девятый раз состоялся северо-американский конкурс «10 лучших двигателей» (10 Best Engines). За право стать лучшими в нем «соревновались» 32 мотора разных автопроизводителей. |
Новенькие
В пятерку новичков вошли обе нетрадиционные силовые установки – роторный мотор Renesis, устанавливаемый на Mazda RX8, и гибридная «пара» Toyota Prius. Роторный двигатель отличается рядом особенностей. Во-первых, он намного превосходит поршневых конкурентов по показателю литровой мощности – каждый литр его рабочего объема выдает 183 л. с. Во-вторых, это единственный в мире серийный роторный мотор. В-третьих, он имеет небольшие размеры и вес, что упрощает компоновку автомобиля и делает развесовку по осям оптимальной. Инженерам Mazda практически удалось справиться с проблемой повышенного расхода топлива, присущей этому типу двигателей, посредством использования впускного тракта с изменяемой геометрией, а также внедрения системы изменения времени открытия клапанов.
Гибридную силовую установку Prius долго не решались вносить в список конкурсантов, так как многих смущал нетрадиционный способ получения крутящего момента для привода колес. В конечном счете этот агрегат все-таки включили в перечень, поскольку его разработчики сделали важный шаг на пути решения экологических и энергетических проблем. Японский гибрид состоит из четырехцилиндрового двигателя внутреннего сгорания (76 л. с.), генератора переменного тока, тягового электродвигателя переменного тока (67 л. с.) и аккумулятора. В зависимости от режима движения в установке поочередно или одновременно используются крутящий момент ДВС (111 Нм) и электромотора (400 Нм). Согласованную работу этих агрегатов во всех режимах обеспечивают планетарный механизм, преобразователи тока и управляющий компьютер. Генератор служит для подзарядки аккумуляторов, поэтому нет потребности в их зарядке от внешних источников электроэнергии. При торможении запас энергии помогает пополнять электромотор, который начинает работать в режиме генератора. При пуске ДВС генератор выполняет роль стартера. Гибридную установку заслуженно отметили за экономичность (расход топлива составляет 3,9 – 4,6 л на 100 км в зависимости от режима движения) и большой пробег без заправки, а также за сверхнизкий уровень токсичности отработавших газов.
Классическая тройка
Еще три новичка-лауреата – 4,2-литровый мотор Audi S4, 5,9-литровый турбодизель Cummins 600 модели Dodge Ram и 2,5-литровый «оппозитник» Subaru Impreza WRX Sti нестандартной модификации. Проверенный годами 340-сильный двигатель Audi, устанавливаемый на А6 и А8, привлек внимание экспертов тем, что обеспечил S4 высокую удельную мощность. Кроме того, была отмечена его компактность – восемь цилиндров, расположенных в два ряда под углом 90°, без проблем поместились под капотом машины D-класса.
Шестицилиндровый турбодизель Cummins 600, созданный для пикапов и больших внедорожников, тоже попал в десятку не случайно. Процесс сгорания в этом моторе усовершенствован настолько, что низкой токсичности выхлопа добились без использования каких-либо устройств дожига отработавших газов. Двигатель также отличается большим крутящим моментом (813 Нм при 1600 об/мин) и низкой шумностью.
Четырехцилиндровый 2,5-литровый оппозитный мотор Subaru WRX Sti, устанавливаемый не на стандартную версию Sti, а на более заряженную, также привлек внимание судей. Три сотни «лошадей» и четыреста ньютонометров при объеме 2,5 л обеспечивают Impreza WRX Sti разгон до 97 км/ч всего за 4,8 секунды. Высокая гибкость работы системы изменения фаз газораспределения вместе с отличной уравновешенностью обеспечивают превосходную эластичность работы на любых режимах.
Пятерка старожилов
Заслужили внимания и некоторые прошлогодние победители. 5,7-литровый двигатель Hemi Magnum концерна Daimler-Chrysler остался в десятке благодаря наличию в каждом цилиндре двух свечей зажигания, электронной дроссельной заслонке, а также полусферической камере сгорания (hemispherical) – козырю семейства двигателей Hemi с момента их появления (1951 г.). За счет данных конструктивных особенностей этот достаточно старый мотор (его разработали еще в далекие 60-е) соответствует современным экологическим нормам.
В «десятку» второй раз попала модернизированная рядная «шестерка» семейства Vortec от General Motors с такими новшествами как система изменения фаз газораспределения, новая программа блока управления двигателем и полимерное покрытие поршней, снижающее коэффициент трения со всеми вытекающими отсюда последствиями – увеличением ресурса двигателя, снижением расхода топлива и шумности.
Заслуженно отмечена и 3,0-литровая «шестерка» Honda. Этот атмосферный бензиновый двигатель по самым важным характеристикам – мощности, крутящему моменту, литровой мощности, экономичности – заметно превосходит конкурентов. Этим он обязан известной «хондовской» системе газораспределения VTEC, которая способна регулировать продолжительность открытия впускных клапанов.
Повторно вошла в список лучших и рядная атмосферная «шестерка» BMW рабочим объемом 3,2 л с системой непрерывного изменения фаз газораспределения Vanos. Этот высокооборотистый агрегат (максимальные обороты – более 8000 в минуту) отличается превосходными силовыми характеристиками: мощность – 343 л. с., крутящий момент – 365 Нм, литровая мощность – 107 л. с./л.
Девятый (!) раз в число призеров вошел 3,5-литровый мотор VQ компании Nissan (VQ – семейство двигателей рабочим объемом 2,0; 2,5; 3,0 и 3,5 л). Cтарожил конкурса, подвергшийся модернизации в 2002 году, весьма надежен и отличается высоким крутящим моментом во всем диапазоне работы, поэтому высокая динамика разгона поддерживается почти с оборотов холостого хода.
Условия конкурса | |
| |
|