X

Michelin Challenge Bibendum-2011: Транспорт на завтра

Развитие дорожного движения, концепции транспортных систем, снижение вредных выбросов, альтернативные виды топлива и, наконец, сами транспортные средства будущего – это основные темы дискуссий ежегодного форума Michelin Challenge Bibendum. На чем же будем ездить завтра?

Развитие дорожного движения, концепции транспортных систем, снижение вредных выбросов, альтернативные виды топлива и, наконец, сами транспортные средства будущего – это основные темы дискуссий ежегодного форума Michelin Challenge Bibendum. На чем же будем ездить завтра?

Развитие дорожного движения, концепции транспортных систем, снижение вредных выбросов, альтернативные виды топлива и, наконец, сами транспортные средства будущего – это основные темы дискуссий ежегодного форума Michelin Challenge Bibendum. На чем же будем ездить завтра?

В год 125-летия автомобиля форум, организатором которого уже в 11-й раз выступает шинная компания Michelin, проходил на родине первой запатентованной машины – в Германии. Кроме проектов по организации дорожного движения и транспортных перевозок, в выставочном центре – в бывшем берлинском аэропорту Темпельхоф было показано немало технических новшеств. В основном это были проекты, воплощенные «в металл» и готовые к серийному производству, а также уже прочно обосновавшиеся на конвейере. Причем многие из образцов «транспорта будущего» предоставлялись для тест-драйвов прямо напротив стендов – на взлетных полосах и рулежках аэродрома.

Michelin продолжает успешно изобретать колесо: узкое – для крупных экономичных седанов, широкое – для грузовиков (нагрузка – 5 тонн), 10-дюймовое – для микролитражек (плюс одно пассажирское место за счет упраздненных колесных арок), моторизованное – для автобусов, саморемонтирующееся – для всех легковушек…

Компания Valeo разработала комплект для «гибридизации» легковушек. Приводимый ремнем генератор заряжает ультраконденсатор, от которого питается электропривод компрессора наддува (1,9 бар). Таким образом, 1,2-литровый мотор получает крутящий момент (+ 70 Нм), как у 1,6-литрового двигателя (до 165 Нм).

Батареи – ключевой элемент электромобилей как транспорта будущего. Но стендов с продукцией «аккумуляторщиков» было немного. Это они берегут секреты или просто пока хвастаться нечем?

Нефтехимические концерны продолжают создавать маловязкие масла будущего, помогающие экономить топливо.

Специализированные компании уже выпускают двигатели и трансмиссии для электромобилей в Европе.

Экономичность и экологичность авто зависят от сопротивления качению его шин. Химическая компания Lanxess представила синтетические резиновые смеси для энергосберегающих покрышек, которые она поставляет производителям-шинникам.

Презентованные технические новинки условно делились на несколько групп: концептуальный транспорт будущего с его инфраструктурой, конструкционные материалы завтрашнего дня и устройства, помогающие повысить экономичность и экологичность «сегодняшних» автомобилей. От обилия новинок просто глаза разбегались.

А с выставки в гостиницу нас вез специальный «шаттл» – низкопольный городской автобус, работающий на водороде. «Демонстрация будущего продолжается!» – понимающе улыбнулись журналисты, прощаясь с водителем и намереваясь наконец окунуться в реальность. Но, выйдя у отеля, мы вдруг наткнулись на электрический Smart, как ни в чем ни бывало заряжающийся от стационарной розетки… Мы поняли: будущее на самом деле ближе, чем нам кажется.

Микроавтобус Ligier обходится вообще без водителя, двигаясь по запрограммированному маршруту и самостоятельно избегая столкновений с подвижными и неподвижными объектами.

Велосипед на топливных ячейках служил демонстрацией того, какой компактной и легкой может быть эта установка.

В этот раз на выставке – настоящий бум всевозможных альтернативных заправок, в первую очередь – зарядных станций для электромобилей: домашних, уличных, ускоренной зарядки.

Британская компания Protean Electric предлагает свой вариант гибридизации любого, даже ненового внедорожника или легкого грузовика: встраиваемые в колеса электромоторы мощностью до 81 кВт и крутящим моментом до 800 Нм.

 

Филипп Денималь Директор по научно-исследовательским разработкам «Группы Мишлен»

Господин Денималь, а ведь рано или поздно эволюция приведет к отказу от колеса. Чем тогда будут заниматься шинники?

– Мы рассматриваем все варианты развития транспорта. Но пока автомобиль хоть чем-то опирается на землю, этим чем-то будет колесо. В нем еще множество резервов – достаточно сказать, что сегодня 25–30% энергопотребления авто приходится на потери энергии в шинах. И 50–80% издаваемых автомобилем шумов приходится на шины. Совершенствуем и сцепные свойства, и управляемость, и долговечность, и комфортность, и стойкость к проколам.

Когда пройдет мода на большой посадочный диаметр?

– Мы, конструкторы, уже давно работаем над маленькими шинами с характеристиками, как у больших, и достигли успеха. Такие шины создаются для компактных городских авто. Однако для внедорожников, спорткаров большие колеса останутся. Кроме того, видим целесообразность в узких шинах нормального профиля – они хороши для экономии топлива на загородных маршрутах, не передают толчки на детали подвески. Так что у конструкторов автомобилей будет выбор шин – в зависимости от требуемого баланса характеристик. Правда, осталось убедить в этом дизайнеров, которые сегодня непременно хотят видеть колесо большим и широким.

Похоже, это перекликается со вкусами потребителей…

– Сегодня – да. Но внедрение любого новшества в шинной промышленности требует около десяти лет. Например, модные ныне низкопрофильные шины автопроизводители пытались ввести в обиход еще в 80-е годы, но массово они начали продаваться лишь к 95-му. Так что пройдет еще почти десять лет, пока мы увидим на наших улицах 10-дюймовые шины в большом количестве.

Итак, шина завтрашнего дня будет…

– …узкой и высокопрофильной! То есть такой, которая бережет подвеску, обеспечивает больше комфорта и экономит топливо.

Киев – Берлин – Киев

Игорь Широкун
Фото автора