Автомобильные масла и смазки совершенствуются такими же темпами, как и сами автомобили. Над чем сейчас работают инженеры масляных компаний? Ответ на этот и другие актуальные вопросы мы получили от специалистов компании Shell в рамках технофорума, прошедшего в Москве.
Автомобильные масла и смазки совершенствуются такими же темпами, как и сами автомобили. Над чем сейчас работают инженеры масляных компаний? Ответ на этот и другие актуальные вопросы мы получили от специалистов компании Shell в рамках технофорума, прошедшего в Москве.
Автомобильные масла и смазки совершенствуются такими же темпами, как и сами автомобили. Над чем сейчас работают инженеры масляных компаний? Ответ на этот и другие актуальные вопросы мы получили от специалистов компании Shell в рамках технофорума, прошедшего в Москве.
Какие задачи сегодня приходится решать создателям масел?
Инженеры ведут разработки во многих направлениях. Это не только борьба за снижение выбросов углекислого газа (CO2) в атмосферу и экономию энергоресурсов, но и решение менее глобальных проблем – например, создание смазок для двигателей и других агрегатов, которые работают в иных режимах либо в их конструкции применены новые материалы. С внедрением в автомобили систем и деталей, которые хоть как-то влияют на работу двигателя, приходится совершенствовать присадки к маслам. Так, система Stop&go из-за частых остановок и запусков двигателя в городских пробках потребовала изменения состава пакета присадок, чтобы исключить повышенный износ мотора. Корректируются пакеты присадок и при внедрении в конструкцию двигателей алмазных покрытий, пластика, деталей из керамики. Масло при взаимодействии с такими поверхностями может вести себя иначе, поэтому разработчики ищут новую рецептуру присадок.
Где и как создаются современные масла?
Насколько актуальны новые масла в трансмиссии?
Сегодня изменяются конструкции коробок передач, в которых также все чаще используют заменители металла – пластики, эластомеры и т. п. Например, углеволокно, применяемое в синхронизаторах некоторых современных КП, позволило снизить вес конструкции и увеличить ресурс узла, однако для его работы необходимы масла со специфическими свойствами. Появляются и новые конструкции подшипников, работающих в несколько иных условиях, чем классические шариковые или роликовые. Поэтому инженеры совершенствуют масла и смазки для трансмиссии. Об этом стоит помнить тем, кто непосредственно занимается ремонтом автомобилей.
Будущее за синтетикой или за минералкой?
Запасов сырья для получения минерального масла осталось не так уж много, поэтому будущее все-таки за синтетическими маслами. Такое масло заметно снижает трение в гидравлических системах, что в итоге предоставляет множество преимуществ. Сегодня синтетическое базовое масло получают из природного газа в ходе многоступенчатых процессов. Через два года в Катаре запуcтят крупнейший в мире завод по производству синтетического масла и топлива.
Отличаются ли трансмиссионные масла для серийных авто и болидов Формулы-1?
Да, отличаются. Обусловлено это условиями работы агрегатов таких машин и их конструкцией. Например, в формульной продукции практически не уделяется внимание антикоррозионным свойствам и периодичности замены масла. Для трансмиссий болидов более важно снижение потерь на различного рода трение – поверхностное, гидравлическое. Последняя характеристика определяет так называемую эффективность масла. Ее улучшение на 0,3% позволяет получить дополнительную прибавку к мощности, равную 1 л. с. В то же время антикоррозионные свойства, как и периодичность замены – довольно весомые характеристики масел для серийных машин. Это требует применения иных пакетов присадок, более сбалансированных по различным свойствам. Тем не менее партнерство с автоспортом помогает инженерам создавать новые смазки.
Отличается ли чем-то масло, которое заливают в двигатель на сборочном конвейере?
Масляная практика
Допустимо ли в современные моторы заливать масла более старых классификаций?
Делать это не рекомендуется, так как современные двигатели изготавливаются с другими допусками, имеют иной температурный режим работы, в их конструкции применены новые материалы и т. д. Если масло не подходит для этих условий работы, значит, автовладелец не получит заложенные в мотор характеристики – ресурс, экономичность и экологичность.
Можно ли масло для современных грузовиков применять в моторах легковых автомобилей?
Нет, нельзя. Дело в том, что условия работы механизмов в этих моторах очень разные. Так, если в бензиновом 2,0-литровом двигателе на трение в клапанном механизме приходится 19% энергии, то в дизеле грузовика – всего 3%. Разное распределение по трению и в других механизмах мотора. В свою очередь, трение в этих механизмах бывает разных видов – есть жидкостное трение, для которого более важна вязкость масла, есть граничное, требующее специальных присадок, а есть комбинированное, для которого важны и вязкость, и присадки. Соответственно, для каждого вида трения подбираются вязкостные характеристики и присадки в требуемом количестве. Поэтому, используя в легковушке масло от грузовика, автовладелец повышает вероятность износа того или иного механизма.
Можно ли в современное масло добавлять дополнительные присадки, которые произведены с использованием нанотехнологий и имеются в розничной продаже?
Мы, как и другие производители данной продукции, отвечаем за работоспособность двигателя с маслом, которое разработано по определенной рецептуре под конкретный класс и имеет сбалансированный пакет присадок. Но если в такой продукт что-то добавили – за качество полученной смеси производители масел ответственности не несут.
Что делать, если относительно новый двигатель имеет повышенное потребление масла?
При повышенном потреблении масла на угар рекомендуется применять более вязкое масло из списка допускаемых к использованию.