
Лаборатория инсталляции
В рубрике «Мир автоэлектроники» мы уже рассказывали об ассоциациях любителей автомобильного звука и конкурсах, которые проводятся благодаря их поддержке. Сегодня мы хотим познакомить вас с интересной работой победителя финального конкурса IASCA Брендона Хейбоера — аудиосистеме, инсталлированной в автомобиле Volkswagen Jetta. К своей победе Брендон Хейбоер шел несколько лет, участвуя в конкурсах IASCA с автомобилем Chevrolet Camaro, в котором была установлена многокомпонентная система общей мощностью 300 Вт. В свои 21 год Брендон добился удивительных результатов, попав в десятку лучших всего за несколько сезонов. Но для победы нужен был другой автомобиль, вернее, другая аудиосистема, более совершенная и с более высокой мощностью. Так Брендон вместе с Крисом Бердсли приступил к созданию своего нового шедевра на базе VW Jetta 1995 г. выпуска.
Для включения аудиосистемы создатели выбрали широко известный CD-плейер Alpine-7909. «Определенно это была основная деталь в нашем выборе для этих соревнований», — объяснил Хейбоер. Alpine отослали в Техас, в компанию Pyramid Audio для некоторого усовершенствования. Во-первых, была доработана экранировка системы для улучшения соотношения сигнал — шум (signal-to-noise ratio), а во-вторых, было увеличено напряжение выходного сигнала до уровня 5 В при THD 0,002%. Alpine 7909 была снабжена специально выфрезерованной алюминиевой передней панелью, чтобы плейер не выступал и не выделялся на приборной доске машины. Для этой же цели панель покрасили в черный цвет.
Из головного устройства Alpine-7909 звук идет к усилителям мощности по кабелям Monster Cable M1000 через звуковой процессор-кроссовер Rockford Fosgate EPX-2, вмонтированный в багажник с правой стороны и уменьшенный до размеров и формы, подходящей к усилителю Rockford Fosgate Punch и окаймленный для большего эффекта неоновыми лампами. Переключатель передних фар пришлось сдвинуть для того, чтобы установить панель управления звукового процессора ЕРХ-2 сразу слева от колонки руля. Место было выбрано очень удачно и систему можно легко настроить, даже не отводя глаз от дороги.
В аудиосистеме используют 6 усилителей Rockford Fosgate: из них четыре Punch 60ix и по одному Punch l00ix и Punch 200х2. Хотя у каждого из них есть внутри свой кроссовер, в системе Хейбойера был использован только кроссовер из усилителя Punch 200 х 2. Усилители расположены в багажном отделении на специально изготовленной панели из акустической фанеры и оргстекла. Каждый усилитель стоит на пьедестале, который расположен на расстоянии 10 см от пола. Эти пьедесталы не видны ни под каким углом, когда заглядываешь в багажник.
Первые два усилителя Punch 60ix обслуживают громкоговорители фирмы «MB Quart» модель QM 160 ТХ midbass driver (среднебасовые драйверы), которые расположены в одной и второй передних дверях в штатных отверстиях. Они получают входящие сигналы из кроссовера ЕРХ-2 от 70 до 150 Гц через фильтр с наклоном характеристики 12 дБ на октаву. Punch l00ix усиливает пару громкоговорителей MB Quart QM 100 ТХ — 4-дюймовые среднечастотные драйверы (от 150 до 2600 Гц ). Эти динамики вмонтированы в специально изготовленные панели, сделанные из стекловолокна, которые в свою очередь прикреплены к заводским защитным панелям, расположенным в ногах водителя и пассажира.
Много времени потратили Хейбоер и Бердсли, чтобы установить колонки и, естественно, совместить их с защитной панелью. Они проделывали эту процедуру несколько раз, пока все совпало. Здесь было важно найти угол, под которым должны стоять колонки. Выбрали вариант крест-накрест: колонки со стороны водителя направлены вверх к голове пассажира, а колонки со стороны пассажира направлены к голове водителя. На защитной панели располагается пара громкоговорителей для передачи высокого плана MB Quart QM 25, работающих от третьего усилителя Punch 60ix. ЕРХ-2 позволяет усилителям работать при частотах от 2600 Гц и выше.
Четвертый Punch 60ix усиливает пару громкоговорителей MB Quart QM 100 TX, которые расположены в задней части салона автомобиля в штатных местах задних дверей. Отверстия для колонок делались в расчете на 6-дюймовый драйвер, так что пришлось изготовить деревянные кольца, чтобы укрепить 4-дюймовый громкоговоритель.
И, наконец, последний усилитель Punch 200 х 2 усиливает пару сабвуферов JL Audio 12 W4. Как уже говорилось, используется его внутренний кроссовер, выделяющий частоты ниже 70 Гц. JL 12 расположены в специальном боксе с приблизительным объемом 2.875 кубических футов. Сложив задние сиденья, можно добраться к сабвуферам, закрытым серыми сетками в форме усилителя Punch. Серые сетки сделаны из того же материала, которым оббиты задние сиденья. Ограждение, а точнее, все его стенки, кроме задней, сделаны из акустической фанеры. А задняя его часть — из куска оргстекла толщиной в 10 мм. В завершение ограждение было покрашено заводской красной краской и подсвечено красным неоном.
Для работы всего электричества в систему была поставлена батарея 800U, защищенная покрытием из оргстекла, которая выдает ток через золотые клеммы по четырехсортаментным проводам Street Wikes второй батарее Optima 800U, вмонтированной в багажнике. Есть также дополнительная батарея, которая вмонтирована внутрь специально сделанного ограждения с левой стороны в багажнике, с отверстием наружу (выходящая наружу) в целях безопасности. А доступ к клеммам для обслуживания обеспечивает дверца из оргстекла. Из второй батареи Optima ток течет по четырехсортаментному кабелю к группе из четырех конденсаторов емкостью 1 Ф.
Под задним сиденьем расположена охранная система. Охранные системы являются сегодня обязательными для участия в IASCA, т.к. за них дают специальные баллы. Помимо этого, система позволяет судьям легче определить сигналы тревоги. В этот автомобиль вмонтирована охранная система Alpine 8448.
Вся эта тяжелая работа была оплачена сполна. Система была признана второй в 97-м году и заняла первое место на ежегодном конкурсе в Канаде. Она также получила второе место на Daytona Spring Break Nationals, стала второй в Перу, Джорджии и добавила к этому списку побед первое место в классах Sound Quality и Sound Quality Plus. По правилам IASCA, если соревнующийся занимает первое место в финале, он может перейти в класс 301-600 Ватт, что и собирается сделать Хейбоер в следующем году.