X

Кругооборот в автопроме

Непрерывный рост производства автомобилей привел к тому, что в развитых странах возникла необходимость в создании технологий и оборудования для утилизации старых машин.

Непрерывный рост производства автомобилей привел к тому, что в развитых странах возникла необходимость в создании технологий и оборудования для утилизации старых машин.

Непрерывный рост производства автомобилей привел к тому, что в развитых странах возникла необходимость в создании технологий и оборудования для утилизации старых машин.

Несмотря на кажущуюся простоту утилизации автомобилей, этот процесс в действительности почти так же сложен, как их производство. Машина – это сочетание разнообразных узлов и агрегатов, изготовленных из различных материалов, к тому же заправленных специальными техническими жидкостями. Для дальнейшего использования вторичного сырья, полученного при утилизации, его нужно разделить по видам материалов. Ведь в одном агрегате могут быть детали из стали, алюминиевых сплавов, бронзы, резины и пластика. Классический пресс, сдавливающий кузов автомобиля в брусок, или огромные фрезы, разрезающие его на кусочки, знакомые по художественным фильмам, – это лишь элементы технологии утилизации.

Утилизация за рубежом

С 1999 года были введены общие правила утилизации автомобилей в ЕС, обязательные для всех стран. Они подразумевают сохранение для последующей переработки деталей из стекла, резины и пластмасс. Сегодня перерабатывается и повторно используется в производстве 85% общей массы автомобильных деталей, а в ближайшем будущем эта цифра достигнет 95%.

Причиной такого внимания к использованию вторичных материалов в производстве автомобилей является не только необходимость соблюдения экологических требований, но и то, что вторсырье позволяет экономить средства. Детали, изготовленные из переработанных отходов, имеют меньшую себестоимость, чем из нового сырья.

Также в ЕС требуют, чтобы каждый автопроизводитель бесплатно принимал выпущенные им автомобили для утилизации, когда их эксплуатация по техническим причинам станет невозможной. Правда, действует одна оговорка – для владельца утилизация бесплатна, если его машина не старше 12 лет. За утилизацию более старых авто ему придется платить.

Для экологической безопасности в настоящее время уже на этапе разработки новой модели создают и технологические процессы ее утилизации. Даже при выборе материалов сразу закладывается возможность их переработки и последующего повторного использования. Конструкция современного автомобиля позволяет легко рассортировать составляющие по видам материала для вторичной переработки. С этой целью строятся специальные заводы. Например, в Штутгарте уже 11 лет функционирует центр утилизации автомобилей Mercedes-Benz. Его работу обеспечивают около 200 пунктов приемки по всей Германии. В процессе утилизации агрегаты и детали снимаются с кузова. Пригодные к использованию детали после тщательного контроля состояния продаются через специальные магазины, агрегаты и узлы, подлежащие ремонту, направляются на ремонтные предприятия, а непригодные сдаются на утилизацию. После демонтажа всех агрегатов, узлов и деталей кузов идет под пресс и направляется на переработку.

Классическим примером дальнейшей судьбы кузовов может служить технологический процесс их утилизации, разработанный компанией Volkswagen в кооперации с фирмой SiCon GmbH и внедренный на ряде заводов. Прессованные кузова подаются в измельчитель, превращающий «брикет» в крошку. Затем эта смесь при помощи различных технологий, основанных на магнитных свойствах, плотности и даже оптических характеристиках материалов, разделяется на компоненты, которые отправляются на соответствующие производства для использования при изготовлении деталей.

«Разборки» – наш подход?

Отдельные элементы западного подхода к утилизации автомобилей можно увидеть на так называемых разборках, причем здесь наши бизнесмены пошли дальше западноевропейских. Покупая машину на запчасти, они продают пригодные к использованию агрегаты, узлы и детали владельцам подержанных автомобилей, а непригодные – сдают в металлолом. О соблюдении же экологических требований речь пока не идет. Не перерабатываются шины и фильтры, да и сдать в утиль отслужившую аккумуляторную батарею можно далеко не везде. Охлаждающие жидкости чаще всего сливаются на землю или в канализацию, масляные, воздушные и топливные фильтры выбрасываются на свалку. Это не только ухудшает экологическую ситуацию в стране, но и лишает возможности снизить затраты на производство новых автомобилей.

Так как те машины, которые у нас сдают в металлолом, поступают на металлургические предприятия без предварительного отделения деталей из цветных металлов, качество получаемой стали невысокое. С другой стороны, на создание современных специальных предприятий, оснащенных новейшим оборудованием для утилизации автомобилей, нужны существенные капиталовложения, и без помощи государства обойтись едва ли возможно.

 Фракции немагнитной сортировки
Пенополиуретан, текстиль .
Частицы пластика.
Медный концентрат.
Стекло, цветные металлы.

 Разделение материалов

Отделить черные металлы (сталь, чугун) от цветных относительно несложно. Для этого обычно используют магнитную сепарацию. Измельченные детали просеивают в магнитном поле, при этом частицы из черных металлов отклоняются и попадают в свой персональный бункер. Но отделить таким способом медь, алюминий, стекло и пластик невозможно. Поэтому желательно перед измельчением утилизируемого авто снять с него максимум деталей из меди, латуни и бронзы (электропроводка, контакты, катушки электромагнитов и т. д.). После этого проще разделить машину на разные группы материалов, используя всевозможные технологии, в том числе и основанные на различиях цвета материала.

Александр Ландарь
Фото Mercedes и Volkswagen