Именно так можно охарактеризовать режим работы научно-исследовательского центра компании Valeo недалеко от Парижа, где для автомобилей разрабатывают новые климатические установки. «Сдать фотоаппаратуру» – это было первое, но, пожалуй, единственное требование на проходной центра.
Именно так можно охарактеризовать режим работы научно-исследовательского центра компании Valeo недалеко от Парижа, где для автомобилей разрабатывают новые климатические установки. «Сдать фотоаппаратуру» – это было первое, но, пожалуй, единственное требование на проходной центра.
Именно так можно охарактеризовать режим работы научно-исследовательского центра компании Valeo недалеко от Парижа, где для автомобилей разрабатывают новые климатические установки. «Сдать фотоаппаратуру» – это было первое, но, пожалуй, единственное требование на проходной центра. |
«Зеленые» будут довольны
В последнее десятилетие проблемы экологии – парниковый эффект, уменьшение озонового слоя и т.п. – все больше вынуждают общество искать пути их решения. В автомобиле источником загрязнения окружающей среды, помимо двигателя внутреннего сгорания, является кондиционер (система «климат-контроль»). Рабочий газ этой системы – хладагент R134A в ближайшее время будет запрещен еврокомиссией для использования в новых серийных автомобилях. Соответственно, на смену морально устаревшим системам охлаждения воздуха должны прийти новые.
Инженеры Valeo активно поучаствовали в решении этой глобальной проблемы, создав новое поколение систем «климат-контроль». В их новой разработке вместо хладагента R134A используется углекислый газ. Его преимущество в том, что он не представляет практически никакой опасности для окружающей среды. Автовладельцы и пассажиры также будут в выигрыше. Новый «климат-контроль» обеспечивает больше комфорта, потому что способен работать как в режиме охлаждения, так и в режиме подогрева, независимо от температуры двигателя. Для обеспечения работоспособности «в обе стороны» в конструкции появился так называемый тепловой насос. Изменилась и конструкция компрессора, испарителя и конденсора. Более того, понятия «испаритель» и «конденсор» уходят в прошлое. Им на смену пришел новый универсальный теплообменник – так называемый газ-куллер.
Новая углекислотная система кондиционирования отличается от предшественников более высокой эффективностью. Газа в системе используется меньше, что позволяет применять менее мощные компрессоры. В конечном итоге уменьшился отбор мощности от двигателя, соответственно, и расход топлива.
Основная проблема, тормозившая запуск в серию углекислотных систем кондиционирования воздуха, – большое рабочее давление – до 140 бар (нынешние системы – от 2 до 20 бар). Однако на данный момент она уже решена (как – пока остается тайной). По утверждению представителей НИЦ Valeo, компания уже готова к поставке этих систем на конвейеры ведущих мировых автопроизводителей.
Борьба с бактериями
Ознакомились мы и с «ноу-хау» другого отдела, где разрабатываются и внедряются в жизнь технологии поддержания в чистоте поверхности испарителя. Общеизвестно, что в процессе эксплуатации на поверхности радиатора-испарителя из-за перепадов температур и конденсации влаги создаются благоприятные условия для образования плесени и развития определенных видов бактерий. В итоге плесень становится источником неприятного запаха в салоне, а бактерии – болезней пассажиров.
На данный момент разработаны два метода борьбы с проблемой: технология химической обработки испарителя и внедрение активных салонных фильтров. Химобработка призвана тормозить рост бактерий. Производится она при помощи системы, периодически распыляющей на испаритель химраствор, хранящийся в специальных капсулах. Активный фильтр – комбинированный. В нем для очистки воздуха используется ультрафиолетовое излучение и фотокаталитический фильтрующий элемент. Интервал замены нового салонного фильтра увеличится и составит один год, или 125 тыс. км пробега. Однако за более чистый воздух и больший ресурс, очевидно, придется доплачивать.
Холодильник на одну минуту
Подготовка к серийному производству автомобилей с системой Stop and go повлекла необходимость модернизации систем охлаждения воздуха – кондиционера и «климат-контроля». Ведь принцип работы Stop and go заключается в следующем: на светофорах двигатель автомобиля выключается, соответственно, компрессор кондиционера не работает, поэтому поступающий в салон воздух перестает охлаждаться. Во время таких коротких остановок автомобиль очень быстро нагревается внутри, а через несколько минут, когда мотор запускается, происходит резкое снижение температуры в салоне. Такие «скачки» не только создают дискомфорт пассажирам, но и негативно влияют на их здоровье – это наиболее благоприятные условия для развития простудных заболеваний.
Поэтому инженеры Valeo модернизировали классический «климат-контроль», назвав свой новый специфический продукт Stop Stay Cool. Система отличается тем, что в ее конструкцию внедрили дополнительный элемент – накопитель холода, принцип действия которого пока не разглашается. Новые детали вмонтированы в радиатор-испаритель и обеспечивают охлаждение воздуха после остановки компрессора в течение одной минуты. Этого времени вполне достаточно, так как согласно статистике остановки на дорогах Европы в 90% случаев не длятся более одной минуты. Разрабатываются в НИЦ и другие климатические системы, которые смогут выполнять свои функции независимо от двигателя. Их отличительная особенность – использование электрокомпрессора вместо механического. Массовое внедрение этой системы начнется после запуска в серию 42-вольтового электрооборудования. Именно такое напряжение требуется для питания электрокомпрессора. А пока компрессоры на электротяге используются только в машинах с гибридной силовой установкой.
Испытательные технологии | |
| |
Компания Valeo на языке цифр | |
| |
Новый охладитель для мотора | |