Каким будет автомир будущего: вызовы, технологии и решения
В ближайшие десятилетия нас ждет небывалый рост городского населения. К 2050 году 70% людей на Земле (то есть, около 6 млрд. человек) и, в частности, 82% европейцев будут жить в больших городах. Сформируются новые огромные мегаполисы, а городской трафик вырастет в три раза.
Это, в свою очередь, чревато не только заторами и нехваткой паркомест, но и повышенным уровнем загрязнения окружающей среды, а также большим количеством ДТП. Соответственно, возрастет и стрессовая нагрузка на всех участников дорожного движения, а ежедневные поездки на работы превратятся в настоящее испытание.
Чтобы избежать коллапса, нужны радикальные решения. По мнению руководителя бизнес-направления Решения для мобильности Robert Bosch GmbH доктора Рольфа Буландера, необходимо сформировать целую новую концепцию дорожного движения в городах. Она должна учитывать легковые и грузовые автомобили, общественный транспорт, беспилотники и двухколесную технику.
Не спешите прощаться с ДВС
Электромобили постепенно выйдут на ключевые роли в ближайшие десятилетия. Помогут в этом аккумуляторные батареи нового поколения с вдвое большей емкостью и вдвое меньшей стоимостью. По прогнозам Bosch, они появятся уже совсем скоро – через несколько лет.
В больших городах вырастет спрос на компактные и недорогие электрические транспортные средства – электрические скутеры и городские ситикары. К 2020 году их выпустят около 20 миллионов единиц.
И это не фантастика. Например, в Германии уже к производству готовится бюджетный электромобиль e.Go за 11 900 евро (с учетом правительственной субсидии), способный проехать 130 км без подзарядки. В целях унификации силовую установку для него позаимствовали у электроскутера.
Но это не значит, что двигатели внутреннего сгорания следует отправить на пенсию или запретить вовсе. По словам Рольфа Буландера, и бензиновые, и дизельные моторы имеют огромный потенциал. В частности, для них готовят 48-вольтную гибридную установку Bosch, которая сделает их экономичнее и экологичнее.
Помимо этого, бензиновые двигатели в Bosch по аналогии с дизелями предлагают оснастить сажевыми фильтрами, что существенно уменьшит уровень вредных выбросов.
Дизели же с сентября в ЕС должны соответствовать более суровым эко-нормам Euro 6 RDE. Уточненные стандарты в большей мере отображают работу двигателя в реальных условиях. Они учитывают уровень выбросов во время холодного старта, движения под гору, езды по городу и автобану.
Новые нормы существенно снизят выбросы оксидов азота NOx. Но в Bosch утверждают, что в перспективе дизельные двигатели можно сделать чище еще минимум на 10% без повышения стоимости авто.
Еще один перспективный путь – создание нового синтетического топлива для ДВС, которое будут производить с помощью возобновляемой энергии. Оно позволит фактически свести к нулю выбросы CO2.
Автопилот – способ сделать дороги безопаснее
Разработка систем автономного движения стала одним из ключевых трендов в развитии отрасли за последние несколько лет. Это не просто модная новая технология, это также способ сократить количество ДТП, примерно, на треть. По статистике, причиной 90% аварий все еще является именно человеческий фактор.
Автопилот, в отличие от водителя, будет постоянно начеку. Он не знает, что такое усталость или плохое самочувствие, а его реакции будут гораздо быстрее, чем у человека.
Беспилотные автомобили смогут упорядочить дорожное движение, уменьшить заторы и избавить города от хаоса. Их также будут использовать службы каршеринга и доставки Интернет-заказов.
Ходовые прототипы беспилотных авто на базе Tesla Model S уже вовсю проходят тесты и один из них нам даже удалось испытать. Однако производителям авто и компонентов еще предстоит долгий путь. Искусственный интеллект авто нужно не только научить распознавать другие машины, пешеходов, велосипедистов и дорожные знаки, он обязан уметь интерпретировать ситуации.
Член совета директоров Bosch Дирк Хохайсель наводит пример: если на дорогу выкатился мяч, электронный «мозг» должен понимать, что за ним на проезжую часть может побежать ребенок.
Не менее важным является умение принимать правильные решения в сложной ситуации. Ведь порой ради спасения пешехода придется направить авто в стену и подвергнуть опасности пассажиров. Так что этические нюансы не менее важны, чем технические.
Облачные сервисы помогут парковаться заглянуть в холодильник
Еще одной ключевой тенденцией будущих десятилетий является развитие «подключаемых» технологий и сетевых сервисов. В недалекой перспективе транспортные средства смогут наладить коммуникацию между собой.
Уже с 2018 года облачные сервисы Bosch позволят жителям Штутгарта находить свободные паркоместа. Информацию о них система Bosch Connected Parking сможет получать с парковочных сенсоров авто, проезжающих мимо.
Следующий этап – объединение этой технологии с системой автоматической парковки. То есть, машину можно будет покинуть перед входом в паркинг, а далее она сама выберет место для стоянки и займет его.
В не столь отдаленной перспективе из авто можно будет контролировать целый ряд новых функций. Прототип Bosch Connected Car позволяет, не выходя из машины, взять на прокат велосипед или следить за «умным» домом – регулировать температуру помещения, открывать окна и даже проверять содержимое холодильника. Кроме того, авто способно своим ходом отправиться на плановое ТО.
Передовые технологии в корне изменят автомобильный мир, позволят сделать его лучше и разнообразнее, а также справиться с новыми вызовами. Нас ждет очень интересное будущее, и оно наступает уже сейчас.
Прямая речь:
Штефан Зайберт, Президент по топливным системам Robert Bosch GmbH
– Мистер Зайберт, какое Ваше видение дорожного движения в 2030 году?
– Движение в больших городах ставит новые вызовы, которые нелегко решить. Необходимо развивать гораздо более передовые системы, чем существующие сегодня.
Например, в больших городах 30% транспортных средств испытывают проблемы парковочных мест. Кроме того, уже сейчас проблемой для мегаполисов является «последняя миля» доставки товаров (путь от транспортного узла до конечного потребителя). Мы должны оптимизировать этот процесс, ведь уже ныне малые коммерческие авто служб доставки составляют до 50% трафика в центрах больших городов и провоцируют хаос.
Отрасль станет более гибкой. Появится гораздо больше специализированных авто для больших городов и многие из них будут автономными. По моему мнению, существенно возрастет доля каршеринга, хотя, конечно, многие не откажутся от владения авто.
– Электромобили к этому времени станут популярнее авто с ДВС или бензиновые и дизельные модели сохранят лидерские позиции?
– У нас на этот счет несколько сценариев – более или менее агрессивных. В больших городах процент электромобилей будет очень высоким. Но в некоторых уголках мира у авто с ДВС отличные перспективы и после 2030 года. Например, в сельской местности в США люди зачастую преодолевают большие расстояния, перевозят тяжелые грузы и для электромобилей подобные задачи еще долго будут сложными. В Индии же у людей нередко нет электричества даже в домах.
Не следует забывать о том, сколько CO2 выделяется при производстве 1 кВт электроэнергии. Если подсчитать, то в Германии эксплуатация электромобиля сопровождается выбросами CO2 на уровне 100 г/км.
Инженеры Bosch разработали автомобиль с ГБО, который работает на газе, полученном из возобновляемых источников энергии. То есть, это авто с ДВС и нулевым уровнем CO2.
– Беспилотные автомобили продемонстрировали неплохой прогресс за несколько лет. Сколько времени займет разработка автопилота, готового к массовому производству?
Я думаю, в первой половине следующего десятилетия это станет возможным. Самолеты и корабли давно оснащены автопилотом, почему бы его не установить и на автомобили.
Вопрос в том, готовы ли покупатели платить за эту технологию. Кроме того, беспилотные авто должны хорошо ориентироваться в загруженном городском трафике. Также необходимо внести изменения в законодательство и решить ряд этических вопросов, ведь в некоторых случаях автомобилю придется самому выбирать, чью жизнь спасти, если ДТП неизбежно.