Таким вопросом в ходе эксперимента «Влияние мобильного телефона на управление автомобилем» задались ученые Хабаровска.
Так, в исследовании, которое было организовано Хабаровским филиалом ОАО «ВымпелКом» и проводилось на территории автодрома Технического государственного университета, приняли участие 10 человек разного пола и с разным водительским стажем.
«В ходе эксперимента мы оценили влияние разговора по мобильному телефону на психофизиологическое состояние водителя и условия движения транспортного средства, – рассказывает кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобильные дороги» Тихоокеанского государственного университета Павел Пегин. – Мы проанализировали, как при разговоре по мобильному телефону во время движения изменяется частота пульса водителя, исследовали поле зрения, а также частоту перемещения и точки фиксации зрачка. Важным показателем стало также изменение скорости и траектории движения автомобиля по закрепленному маршруту. Таким образом, нам удалось оценить влияние разговора водителя по мобильному телефону на концентрацию внимания, оперативную память, а также на скорость и траекторию движения автомобиля», – информирует www.procontent.ru.
«Мы призываем пользователей сотовой связи ограничить разговоры по мобильному телефону во время управления транспортом для обеспечения безопасности и комфорта остальных участников движения, – отметил коммерческий директор Хабаровского филиала ОАО «ВымпелКом» Иван Вовчук. – Мы акцентируем внимание водителей на вопросах безопасности, потому что без этого невозможно говорить о культуре мобильного общения в целом. Абоненты любых мобильных операторов могут использовать альтернативные варианты быть на связи».
Некоторые результаты исследования:
• У 9 водителей из 10 ослабляется контроль над дорожной обстановкой при одновременном ведении машины и разговоре по мобильному телефону в связи со снижением функции внешнего внимания.
• Во время разговора по телефону у водителя увеличивается частота пульса в среднем на 5 ударов в мин.
• Во время разговора по телефону скорость движения автомобиля снижается в среднем на 7,5 км/час (на 30 %);
• В момент включения телефона водитель отвлекает внимание от дорожной обстановки от 1 до 3 раз, что соответствует 0,2–1,3 сек.
• Во время разговора по мобильному телефону водитель концентрирует внимание на полосе движения, игнорируя периферийную информацию.
• При частых кратковременных телефонных разговорах частота пульса у водителя выше, чем при одном продолжительном, в связи с чем кратковременные разговоры по телефону наиболее стрессоопасные.
• Телефонный разговор, связанный с логическим мышлением, в зависимости от сложности вопроса может привести к полной остановке независимо от скорости движения и места расположения автомобиля.
• Во время телефонного разговора водитель выбирает один из двух вариантов движения – сохранить прежнюю скорость движения с нарушением правил движения (наезд на дорожную разметку), либо снизить скорость движения и не нарушать правила движения, но уменьшить скорость транспортного потока.
• Мужчины и женщины одинаково подвержены изменению функции внешнего внимания при управлении автомобилем и одновременном разговоре по мобильному телефону.
• Практически все водители, за небольшим исключением, подвержены эффекту переключения внимания с управления автомобилем на разговор по мобильному телефону. Это объясняется личностными психофизиологическими качествами и опытом управления автомобилем.