X

Как шар стал поршнем

250 лет коленвал преобразовывал возвратно-поступательное движение поршней во вращательное для получения крутящего момента, необходимого для привода различных механизмов, в том числе и колес автомобилей. Тем не менее в новом чешском моторе Peraves SuperBallMotor от этой детали отказались.

250 лет коленвал преобразовывал возвратно-поступательное движение поршней во вращательное для получения крутящего момента, необходимого для привода различных механизмов, в том числе и колес автомобилей. Тем не менее в новом чешском моторе Peraves SuperBallMotor от этой детали отказались.

250 лет коленвал преобразовывал возвратно-поступательное движение поршней во вращательное для получения крутящего момента, необходимого для привода различных механизмов, в том числе и колес автомобилей. Тем не менее в новом чешском моторе Peraves SuperBallMotor от этой детали отказались.

В «АЦ» № 14 мы рассказали о французском моторе с изменяемой степенью сжатия, презентованном на Женевском автосалоне. Это была не единственная интересная новинка этой выставки. Не менее привлекательный мотор показали чешские инженеры.

Свою пригодность к использованию мотор доказал «под капотом» скутера.
Для улучшения наполнения камер сгорания топливо-воздушной смесью, проходящей по сложным лабиринтам, компактный мотор SuperBallMotor оснащен турбокомпрессором.

Новый агрегат, уже воплощенный в металле и опробованный на двухколесной технике, представляет собой мотор внутреннего сгорания с шарообразным ротором, размещенным, соответственно, в блоке с шарообразным цилиндром. Испытания двигателя, установленного на скутере, позволили выявить довольно интересные характеристики. Новичок менее оборотистый, чем классические поршневые ДВС, однако при этом в диапазоне работы до 5 тыс. об/мин он выдает крутящий момент и мощность в два и более раза большие.

Конструкция и принцип работы
Вместо коленвала используется шар-ротор с валом. Он вращается на подшипниках и имеет шлицы для «подключения» к трансмиссии.
Камеры сгорания в новом моторе две, и расположены они в шар-роторе с противоположных сторон, т. е. через 180° и имеют изменяемый объем.

Для изменения объема камеры в шар-роторе сделаны продольные проточки-пазы, в которых перемещаются усеченные сегменты шар-ротора.

Полость между сегментами является камерой сгорания. Для изменения ее объема каждый сегмент на наружной части имеет направляющий выступ, который «катается» в пазе цилиндра.
Паз проложен так, чтобы вблизи ВМТ сегменты сходились – процесс сжатия, а после воспламенения смеси, сопровождаемого расширением, пазы расходятся.
На этапе «развода» пазов за счет давления газов шары-выступы «отталкиваются» от пазов вниз, обеспечивая вращение шар-ротора. К нижней точке пазы сходятся, и начинается процесс выпуска.

Юрий Дацык
Рисунок Peraves AG