Электроника стала расторопнее человека: быстрее обрабатывает информацию, моментально анализирует ее и принимает решения. А конструкторы уже начали постепенно исключать водителя из процесса управления автомобилем. Вскоре мы увидим машины, которые непосредственно «общаются» между собой на дороге.
В условиях современной скорости движения и событийной насыщенности трафика человек-водитель уже не всегда успевает качественно выполнять свою работу. Ведь он должен одновременно рулить, управлять трансмиссией, тормозами, а еще корректировать свой курс с учетом находящихся рядом транспортных средств, избегать столкновений, оценивать ситуацию на перекрестках и пропускать тех, у кого есть преимущество в движении. Не говоря уже о том, чтобы глобально определять свой маршрут, выбирая нужные улицы и автотрассы – менее загруженные, более ровные и широкие…
Определяющим условием работы таких машин является наличие современной высокоскоростной GSM-связи – именно через сотовую телефонную сеть автомобили и наземные устройства смогут контактировать между собой. Такая технология называется IoT (интернет вещей), и ее уже сейчас готовы предоставлять некоторые отечественные операторы связи. Например, Vodafone Украина для этих целей разработала специальные термо сим-карты, которые будут работать в экстремальных температурах. То есть с появлением в продаже серийных Connected Cars они могут появиться в салонах и украинских дилеров.
Не едьте сюда!
Если автомобиль в плотном потоке будет заранее «знать» о возникновении затора впереди по ходу движения, то экипаж сможет избежать пробок. «Подключенные» автомобили, используя свои камеры, датчики скорости и GPS-позиционирования, будут «понимать», что попали в затор (или что пробка только назревает). Через соответствующий электронный модуль GSM-связи заложники данной ситуации будут рассылать другим автомобилям в определенном радиусе от себя информацию о проблемах на дороге. Приняв данные, следующие в направлении пробки машины автоматически заново составят свой маршрут в объезд затора и доложат об этом водителю.
У нас неприятности!
Сервис автоматического сообщения о ДТП (Emergency Call, Connect SOS и другие названия) вот уже несколько лет успешно работает в некоторых странах на автомобилях отдельных премиум-марок. Более того, в ряде государств наличие встроенного модуля emergency call вскоре станет обязательным для всех автомобилей, поступающих в продажу. В настоящее время данный сервис работает следующим образом.
Поняв, что оснащенный «аварийным» модулем автомобиль попал в ДТП, электроника, используя встроенную SIM-карту (обычно того мобильного оператора, у кого наибольшее покрытие в стране и недорогой роуминг), автоматически сообщает о происшествии в специальный общенациональный колл-центр. Указывается место аварии, тяжесть столкновения, количество пассажиров, сработавших подушек безопасности и т.п. Оператор колл-центра напрямую связывается с пострадавшими по телефону, чтобы уточнить подробности. Пассажиры, если они в состоянии это сделать, могут сами при нажатии одной кнопки совершить звонок и конкретизировать просьбу о помощи.
В колонну по одному
Один из наиболее готовых к реализации проектов – организация движения автомобилей в колонне, в первую очередь – дальнобойных камионов. Совершенно разные грузовики, связавшись друг с другом на автобане по принципу IoT, находят себе «попутчиков» и на определенную часть маршрута группируются по колоннам. Ведомые одним лидером, машины в режиме автопилота (без участия водителей) двигаются плотной колонной в одном ряду и с одинаковой скоростью.
Подчиняясь командам машины-лидера, задние автомобили превращаются в подобие железнодорожных вагонов – синхронно набирают и снижают скорость, перестраиваются из полосы в полосу и преодолевают развязки. Интервал между ними составляет всего одну секунду! Это повышает безопасность движения, экономит топливо и сокращает количество вредных выхлопов в атмосферу.
Фото BMW и Bosch