Автомобильные технологии, призванные повысить внимательность во время вождения, сделали нас более невнимательными.
“Сегодня загонял машину жены в гараж, и в один из моментов понял – я не смотрю в зеркала заднего вида, а, сдавая назад, ожидаю сигналов парктроника. Проблема в том, что старый автомобиль моей жены не оснащен парковочным радаром, и ждать от него звуковых сигналов было бесполезно”.
Сейчас на просторах интернета – в соцсетях и на автомобильных форумах, можно найти массу рассказов подобного рода, в которых люди жалуются, как становятся зависимы от новых автомобильных технологий, и теряют бдительность на дороге. Данную тенденцию замечает и статистика: с 2008 года и по сегодняшний день на дорогах мира количество автомобилей, оснащенных парктрониками и камерами заднего вида, удвоилось. Но, вот количество наездов при сдавании назад за это время уменьшилось на считанные 8%. Так почему же столь полезные технологии не помогают нам сделать автомобили безопаснее?
Оказывается, проблема в нашей психике – склонности прекращать контролировать то, что уже контролируемо чем-то другим.
Проще говоря – имея в своем автомобиле различные вспомогательные системы, мы начинаем полагаться на них, перестаем сами контролировать процесс, и «выключаем мозг». В результате, каждый пятый водитель, «пристрастившийся» к каким-нибудь автомобильным помощникам, из-за этого хотя бы раз чуть не попадал в аварию.
Наш мозг безоговорочно поверил во все эти технологии. И как следствие – то, что должно было предотвращать отвлечение внимания, сделало нас более невнимательными.
Вспомните, сколько за последний год произошло ДТП с автомобилями, управляемыми автопилотом. Расследование причин этих аварий показало – все они происходили по причине сбоя неконтролируемого человеком автопилота.
Человеческий мозг устроен удивительно! Он отфильтровывает постороннюю или не нужную ему информацию. Во время обычного процесса езды он находится в состоянии активации, внимательно следя за дорожной обстановкой. Но, как только включается устройство, способное за нас что-то делать, мы выбрасываем мысли о рисках из головы, и отдаем свою жизнь в руки роботу.
Похоже, в этом случае изобретенные технологии обернулись против нас, не добавив безопасности, а, напротив, лишив осторожности.
Но, по мнению группы ученых из американского Университета Вирджинии, эти проблемы можно решить просто – оснащая автомобили механической коробкой передач. Данный факт они доказали опытным путем на людях с так называемым синдромом расстройства внимания и гиперактивностью (СДВГ).
СДВГ проявляется трудностью концентрации внимания и восприятия информации, а также импульсивностью и снижением интеллекта.
Тестирование показало, что даже люди, страдающие СДВГ, демонстрировали в разы лучшую концентрацию внимания на дорожной обстановке, когда управляли автомобилем с механической коробкой передач.
Автомобиль с рычагом переключения передач и педалью сцепления требует от человека использования всех четырех конечностей, и полного «задействования головы». Таким образом сохраняется концентрация внимания, минимизируется отвлечение и возможность применения различных гаджетов во время вождения автомобиля.
К сожалению, в наши дни выпуск и продажи автомобилей, оснащенных МКПП, неуклонно падают, а некоторые автопроизводители, как например, Audi, и вовсе заявляют, что в ближайшие годы прекратят их производство.