X

ГБО: Волшебная коробочка

Можно ли так называть электронный приборчик, которым предлагают доукомплектовать автомобиль после установки ГБО? Это мы проверили на мощностном стенде, куда отправили «газовую» Skoda Octavia A5.

Можно ли так называть электронный приборчик, которым предлагают доукомплектовать автомобиль после установки ГБО? Это мы проверили на мощностном стенде, куда отправили «газовую» Skoda Octavia A5.

Можно ли так называть электронный приборчик, которым предлагают доукомплектовать автомобиль после установки ГБО? Это мы проверили на мощностном стенде, куда отправили «газовую» Skoda Octavia A5.

Суть эксперимента заключалась в проверке эффективности работы так называемого вариатора опережения зажигания. Напомним, это устройство, которое дополнительно устанавливается на автомобили с ГБО с целью изменения угла опережения зажигания. Потребность в данной процедуре обусловлена тем, что газ имеет более высокое октановое число, чем бензин – 105 против 91–98, соответственно, характер сгорания газо-воздушной смеси несколько иной. Она горит дольше, поэтому требует увеличения угла опережения зажигания, чтобы обеспечить более полное ее сгорание еще до открытия выпускного клапана. Данный момент очень важен не только для получения высоких мощностных характеристик и лучшей экономичности, но и потому, что в совокупности с неправильной регулировкой ГБО при открытии выпускных клапанов в момент горения газо-воздушной смеси происходит перегрев и выгорание седел этих клапанов. Далее очень быстро «уходят» тепловые зазоры клапанов, подгорает их рабочая кромка и, соответственно, снижается компрессия, т. е. мощность и экономичность.

Тягово-скоростные характеристики проверяли на уже знакомом мощностном стенде столичной компании «Карсет».

Вариатор

В Украине встречаются вариаторы опережения нескольких видов. Среди них как отечественные, так и импортные устройства (производства Польши, Италии), которые подключаются в цепь к датчику положения коленвала и корректируют его показания, поступающие на контроллер (ЭБУ) двигателя. Вариаторы программируемые, т. е. после установки на автомобиль с помощью специальной программы можно изменить угол опережения зажигания на требуемую величину, причем на разных оборотах – индивидуально. На какой угол следует смещать опережение зажигания? Этот вопрос сложнее, так как для разных моторов этот параметр может отличаться. В большинстве случаев ГБО устанавливают согласно имеющемуся опыту или наугад, а затем корректируют, основываясь на субъективных впечатлениях автовладельца. Более правильно это делать на мощностном стенде, где поэтапно меняют угол опережения зажигания, фиксируя, при каких значениях обеспечивается получение максимальной мощности и максимального крутящего момента.

Отечественные вариаторы (слева) дешевле импортных независимо от привлекательности «упаковки».

На случай поломки вариатора в его комплект входит аварийный переходник.

Эксперимент

Наш эксперимент заключался в проверке эффективности вариатора опережения зажигания (украинского производства) на мощностном стенде, а также в проверке разницы мощности при работе на бензине и на газе. В баке Skoda Octavia A5 1,6 л с пробегом 162 тыс. км на момент испытания был бензин А-92, являющийся альтернативой А-95 для 1,6-литрового мотора. Сначала проверили характеристики мотора на бензине и на газе без вариатора (см. график). Максимальные мощность и крутящий момент на газе составили, соответственно, 95,4 л. с. и 129,9 Нм. На бензине те же показатели оказались выше – 96,6 л. с. и 133,0 Нм. Но после увеличения угла опережения зажигания на 6–8 градусов (на разных оборотах) газ «обошел» бензин – максимальная мощность у первого составила 97,4 л. с. (+ 0,8 л. с.), а максимальный крутящий момент – 134,7 Нм (+ 1,7 Нм). Хотя стоит обратить внимание, что на низких оборотах разница крутящего момента оказалась еще выше – около 10 Нм при 2000 об/мин. Дальнейшее увеличение коррекции угла опережения зажигания до 10° привело к падению мощности до 96,8 л. с., а крутящего момента – до 133,0 Нм.

С помощью программного обеспечения углы опережения зажигания можно менять на разных оборотах с шагом 500 об/мин.

Итог

Эксперимент доказал, что вариатор опережения зажигания действительно приносит пользу и это дополнительное устройство все же лучше установить. Отечественные вариаторы стоят от 400 до 600 грн., а импортные – от 500 до 700. Цена установки – 200–400 грн. Стоит отметить, что в инжекторных моделях «АвтоВАЗа» с блоком управления семейства «Январь» изменить угол опережения зажигания можно, записав вторую программу управления двигателем для работы на газе.

 

Юрий Черниховский Директор СТО «Арника-Автотема». Стаж работы с ГБО – 12 лет

Если вы собрались экономить путем перехода на газовое топливо, то экономьте на все «сто». А для этого помимо установки ГБО нужен и вариатор опережения зажигания. В Украине такие устройства устанавливают далеко не все мастера, хотя это реальный шанс уменьшить разницу в мощностных характеристиках и ресурсе мотора при работе на бензине и газе. Более того, как показал нынешний эксперимент, в некоторых случаях на газе удается получить более высокие мощность и крутящий момент. При этом отмечу, что идеально настроить ГБО и подобрать оптимальный угол опережения зажигания можно только на мощностном стенде, которых, к сожалению, в нашей стране единицы.

Юрий Дацык
Фото автора