Пожалуй, ни один автомобиль с бензиновым мотором не нуждается так в газобаллонном оборудовании, как тот, что используется в коммерческих целях.
Один из таких «роботяг» – Fiat Nuovo Doblo Cargo с 1,4-литровым двигателем.
Предыдущее поколение Fiat Doblo с 1,4-литровым бензиновым мотором модельной линейки до 2011 года было неудобным для установки ГБО, но c его последователем Fiat Nuovo Doblo Cargo ситуация изменилась кардинально. В старом Doblo, чтобы подобраться к впускному коллектору для «врезания» газовых форсунок, приходилось снимать практически всю облицовку передней части автомобиля. У Fiat Nuovo Doblo Cargo другая компоновка моторного отсека, поэтому доступ к основным компонентам для установки узлов ГБО стал почти идеальным, а процесс – беспроблемным и быстрым.
Nuovo Doblo соответствует экологическим нормам Евро 4, имеет фирменную фиатовскую и привычную OBD-диагностику. Какой комплект ГБО установить на такую машину? Оборудование премиум-сегмента вряд ли понравится владельцу любого бизнеса, поэтому нужно искать оптимальный вариант по надежности, функциональности и стоимости среди оборудования медиум-класса. Вариант «самое дешевое» мы сразу же отбрасываем, так как в бизнесе меньший ресурс узлов ГБО, сложность настройки и другие аспекты, требующие более частого обращения на СТО, недопустимы. Чтобы удовлетворить наш интерес, мы обратились к специалистам. В компании «Сервис-Газ Украина» предложили комплект, который, как они утверждают, включает в себя лучшие узлы на рынке ГБО Украины.
Правильный подбор комплектующих ГБО очень важен, так как каждый из элементов может испортить настроение водителю и хозяину машины. Итак, в качестве руководящего органа рекомендован блок управления Zenit PRO OBD, изготовленный в Италии фирмой Autronic в сотрудничестве с известной на рынке ГБО польской фирмой Аuto-Gaz Centrum (AGC). Этот ЭБУ подключается к OBD-разъему и работает по OBD-протоколу, дозируя топливо под потребности «родного» ЭБУ бензинового двигателя. Его программное обеспечение гарантирует оптимальные пропорции дозировки газа по отношению к задаваемым порциям бензина.
При подборе ГБО главное – правильно выбрать комплектующие. Ошибившись, можно стать постоянным клиентом установщиков.
Для впрыска газа во впускной коллектор выбрали корейские форсунки Hana N2000. Они имеют привлекательную стоимость, высокую производительность, т. е. точно дозируют топливо на любых оборотах и при любой нагрузке, не склонны к загрязнению, у них высокий ресурс – согласно информации установщиков не менее 100 тыс. км.
В Nuovo Doblo запаска подвешена под полом багажника, туда и поместили торроидальный газовый баллон. Но так как он устанавливается снаружи кузова в агрессивной зоне, был выбран 47-литровый баллон Tugra Makina, предназначенный для наружного размещения. Он имеет более толстые стенки (4 мм вместо 3 мм у обычных баллонов этого производителя и против 2 мм в сравнении с баллонами других компаний) и специальное наружное покрытие (порошковая краска), стойкое к воздействию агрессивной среды, механическим повреждениям камнями и т. д. Кстати, баллоны Tugra Makina, всего на 50–100 грн. дороже других аналогов, но отвечают самым жестким требованиям по безопасности, одобрены фирмами Fiat, Mersedes, BRC и рекомендованы для монтажа на автоконвейерах.
При ежедневном пробеге Fiat Doblo, равном 200 км, установленное ГБО стоимостью 6500 грн. окупится за 3 месяца.
Еще один важный компонент ГБО – редуктор. В «Сервис-Газ Украине» рекомендовали одноступенчатый редуктор Tomasetto Alaska, производительность которого (до 136 л. с.) соответствует двигателю Doblo (95 л. с.). Он имеет встроенный фильтр очистки газа и электромагнитный клапан.
На монтаж и предварительные настройки ГБО на СТО «Сервис-Газ Украина» ушел один день. Цена оборудования с монтажом и гарантией на 2 года или 100000 км – 6500 грн.
«Если вы решили оснастить свою машину газобаллонным оборудованием, то хочу обратить ваше внимание на то, что качественный монтаж не может длиться 4 часа. Дело в том, что для этого необходимо снять впускной коллектор и разместить все элементы ГБО так, чтобы любые работы в моторном отсеке могли происходить в штатном режиме, т. е. чтобы узлы «газа» не мешали обслуживать штатные системы автомобиля. Важно также, чтобы, помимо качественных основных узлов – редуктора, форсунок, блока управления, баллона, другие комплектующие тоже были качественными. Именно поэтому при монтаже мы используем продукцию только известных и проверенных брендов. Это тосольные рукава Semperit, газовые рукава Parker, хомуты Norma, пластиковая газовая трубка FARO. Благодаря такому подходу с гарантийными случаями за 10 лет нашей работы мы сталкивались всего лишь разы.»
Фото автора