X

Электронные помощники водителя: Сядь за руль и отдохни

В ближайшем будущем водители автомобилей, особенно легковых, смогут чувствовать себя за рулем менее напряженно.

В ближайшем будущем водители автомобилей, особенно легковых, смогут чувствовать себя за рулем менее напряженно.

В ближайшем будущем водители автомобилей, особенно легковых, смогут чувствовать себя за рулем менее напряженно.

Облегчить труд водителей предполагается за счет внедрения огромного количества электронных систем, которые наделены способностью предвидеть и предотвращать аварийно опасные ситуации. Над этим работают многие крупные автопроизводители. В начале нынешнего года представители концерна Volkswagen заявили о том, что планируют внедрить в автомобили Audi и Volkswagen представительского и бизнес-класса целый комплекс упреждающих систем активной безопасности, которые будут работать в тесном взаимодействии.

На беговой дорожке

Система автоматического поддержания дистанции (automatic distance control systems – АDС) уже используется на моделях Phaeton и A8. Она контролирует расстояние до едущего впереди автомобиля и, учитывая скорость движения, способна сигнализировать об опасном сближении машин. Если водитель не реагирует, электроника самостоятельно активизирует тормозную систему и снижает обороты двигателя. В городских пробках более совершенная модификация данной системы АDС + F2S (follow to stop – двигаться и остановиться) сможет самостоятельно замедлять, вплоть до полной остановки, а затем разгонять автомобиль.

Когда создается аварийно опасная ситуация, к процессу замедления машины, кроме ADC, подключается «автоматический аварийный тормоз» (automatic emergency brake assist – BA). Он независим от других систем и водителя, отличается быстрой реакцией и обеспечивает оптимальный режим работы тормозных механизмов, что позволяет максимально эффективно замедлять транспортное средство. Информацию о дорожной обстановке «аварийный тормоз» получает от системы ADC.

Об отклонении от безопасной траектории движения водителя будет информировать система Lane Departure Warning system (LDW). Работает она на основании показаний цифровых камер, которые контролируют разметку на дороге. Если дорога «уходит» или водитель непроизвольно немного повернул руль, система сразу же подает предупредительные сигналы.

Бег с препятствиями

При маневрировании в плотных транспортных потоках, когда автомобили в соседней полосе оказываются в мертвой зоне зеркал, поможет электронная система кругового обзора (рerception of vehicle surroundings). Для обеспечения 360-градусной обзорности используются цифровые камеры, радары, лазерные датчики. Передаваемая от них на бортовой компьютер информация обрабатывается и анализируется в реальном масштабе времени. Это позволяет контролировать обстановку с учетом подробной дорожной карты – перекрестков, развилок и др. Поэтому при первых же попытках совершить нежелательный маневр водитель получит предупреждение об опасности – специальный звуковой сигнал.

Если нужно поставить машину на стоянку, пригодится система помощи при парковке (Assisted/automatic parking system). Она использует те же «глаза», что и предыдущая система, которая контролирует пространство вокруг автомобиля. Электронный «мозг» при этом «вычисляет» правильную траекторию парковки и корректирует действия водителя, подсказывая, насколько повернуть руль, когда остановиться, изменить направление движения и т. п.

Электронные надзиратели

А чтобы водитель не нарушал правила дорожного движения, машины вооружат еще двумя дублирующими друг друга системами распознавания дорожных знаков (traffic signs recognition system). Одна будет использовать информацию о дорожных знаках и разрешенной скорости, получаемую через систему навигации. Другая сама проследит за дорожными знаками, напоминая водителю о необходимости изменить скорость.

Водитель тоже окажется под наблюдением электронного «контролера» – системы контроля внимания (attention control system). В салоне установят специальные камеры, которые будут следить за его глазами. Как только сидящий за рулем начинает испытывать сонливость, моргание замедляется, а продолжительность движения век при закрывании глаз увеличивается. «Электронный мозг» при получении такой информации вычисляет опасность засыпания водителя и подает ему звуковой сигнал о необходимости остановки и отдыха.

Глаз совы

Для повышения безопасности движения в темное время суток служит система ночного видения (enhanced night vision system). Принцип ее работы основан на определении источников тепла, т. е. регистрации инфракрасного излучения. Люди тоже излучают тепло, поэтому автомобильный тепловизор фиксирует их наличие в темноте, о чем сразу же «узнает» электронный блок управления. Электроника обрабатывает информацию и передает изображение на дисплей, расположенный над щитком приборов. Но делает он это только тогда, когда возможен наезд на пешеходов. Если опасности нет, дисплей не работает, чтобы не отвлекать водителя.

Юрий Дацык
Фото VW