Прежде чем заявить, что его продукт – один из лучших, производитель смазок должен сам многократно убедиться в этом. С процедурами тестирования моторных масел «Автоцентр» знакомился в лабораториях PR&T – исследовательского центра компании ExxonMobil, неподалеку от Филадельфии (США).
Прежде чем заявить, что его продукт – один из лучших, производитель смазок должен сам многократно убедиться в этом. С процедурами тестирования моторных масел «Автоцентр» знакомился в лабораториях PR&T – исследовательского центра компании ExxonMobil, неподалеку от Филадельфии (США).
Прежде чем заявить, что его продукт – один из лучших, производитель смазок должен сам многократно убедиться в этом. С процедурами тестирования моторных масел «Автоцентр» знакомился в лабораториях PR&T – исследовательского центра компании ExxonMobil, неподалеку от Филадельфии (США).
В пробирке
Любое масло сначала имеет такой вид. |
В моторе
Главные цели моторных испытаний – изучение изменений свойств масла на разных этапах межсервисного интервала и его влияния на износ деталей двигателя. Некоторые тесты очень суровы – вплоть до разрушения мотора. А стандартным считается испытание масла на его соответствие определенному классу сертификации – 100-часовой тест в двигателе на разных режимах. После каждых 20 часов работы из мотора отбирается проба, которая передается в лабораторию для анализа. Кроме свойств масла, в нем проверяется количество частиц металлов, свидетельствующих об износе тех или иных деталей двигателя. По окончании 100-часового теста мотор полностью разбирается и каждая его деталь исследуется на предмет износа. Два подготовленных высококвалифицированных эксперта обмеряют и визуально изучают наиболее подверженные износу детали. Например, у поршня определяется степень износа, число и характер задиров и царапин, количество, расположение и цвет лаковых отложений, вес нагара – всего более 200 показателей. Затем на основании полученных данных по специальным таблицам маслу выставляют оценку, которая служит основанием для присвоения ему класса по API. Ценность экспертов для компании настолько высока, что ExxonMobil запрещает им летать в одном самолете, исключая вероятность гибели обоих в авиакатастрофе. Даже если они следуют на обязательный для всех американских экспертов-коллег семинар в Сан-Антонио, билеты покупают на разные рейсы. Для каждого вида моторных испытаний (на угар масла, влияние на экономичность) предусмотрен свой стенд. Один тест стоит $50 тыс. После моторных испытаний на стендах масло исследуют в лаборатории, а затем отправляют на доработку или передают на следующий уровень тестирования.
Двум ведущим экспертам ExxonMobil запрещают летать в одном самолете.
«На стороне»
Кроме собственных, «внутренних» исследовательских центров, вновь создаваемые масла испытывают в независимых лабораториях. Например, ExxonMobil передает свои продукты в признанные автомобильным сообществом независимые лаборатории в Германии, Франции, США (Сан-Антонио), Японии (Кавасаки) и др. Эффективным полигоном для проверки масел в экстремальных условиях служит автоспорт. 35-летний спортивный опыт ExxonMobil, в том числе победы в F1, American Le Mans, Indy Racing League и 12-часовых гонках NASCAR не только позволяет производить несколько линеек гоночных масел, но и помогает постоянно совершенствовать массовую товарную продукцию.
В лаборатории
Свежее и слитое из двигателя на разных этапах тестов масло подвергается многочисленным исследованиям в лаборатории аналитических испытаний PR&T ExxonMobil. На самых ранних стадиях создания нового сорта масла лабораторные тесты выгоднее, чем «обкатка» опытных составов смазки в моторах. Здесь умеют прогнозировать и воспроизводить буквально все ситуации, в которых может оказаться двигатель во время эксплуатации в любой точке мира: морозы до – 40°С, температура двигателя до +150°С, холодные старты, многократные пуски постепенно остывающего мотора. Анализируется взаимное влияние масла и конструкционных материалов – от разбухания в нем резины до окисления масла под воздействием температуры, кислорода, серы, кислот и контакта с металлами. При исследовании отработавшего масла с помощью газовых и плазменных хроматографов определяют состав продукта и количество металла, попавшего в него в результате износа деталей. Есть приборы-симуляторы, на которых измеряют силу, необходимую для проворачивания смазываемых деталей при температуре до –35°С. Есть даже специальный тест на летучесть масла – ведь пары смазки, попадая через систему вентиляции картера в систему питания, могут ухудшить пусковые качества мотора и повысить токсичность выхлопа.
В автомобиле
Следующий этап – испытания масел в моторах автомобилей. Тут окончательно подтверждается правильность заявленных параметров масла – тех, что нанесены на этикетку канистры. Первая стадия «автомобильных» тестов – в машинах, установленных на стендах с динамометрическими барабанами. Автомобиль подбирается в зависимости от того, какие параметры масла необходимо подтвердить во время теста. Это может быть не только типичная, среднестатистическая легковушка или внедорожник, а и совершенно новый, только готовящийся к выпуску автомобиль или подержанная машина с изношенным силовым агрегатом. Расположенные на территории лаборатории под легким навесом, стенды имитируют усредненные типичные режимы движения, например, для скоростной дороги принята скорость 70 миль в час, для городских улиц – 40 миль в час. В соответствии с заложенной в электронный мозг стенда программой изменяют нагрузку на колеса, вентилятор «создает» встречный поток воздуха, механическая «нога» робота давит на педали газа и тормоза, АКП переключает передачи. Таким образом, в отличие от тестов на находящихся в эксплуатации автомобилях исключено влияние на результат особенностей стиля водителей-испытателей и других нестабильных внешних факторов. Один стандартный тест – это 100–200 тыс. миль (160–320 тыс. км) пробега – длится целый год, охватывая все четыре сезона. Каждые 5 тыс. миль берется проба масла на анализ, каждые 15 тыс. миль масло меняют. Постоянно контролируются параметры двигателя – температура и давление в системе смазки, обороты, скорость; ежедневно проверяется уровень масла. По окончании теста мотор демонтируют с автомобиля и разбирают для изучения характера износа деталей, количества шлама и нагара. После стендовых испытаний наступает очередь полевых тестов, когда проверяемое масло заливают в машины, находящиеся в реальной эксплуатации. Это могут быть автомобили того или иного корпоративного парка, городские такси либо тестовые авто компании ExxonMobil – которых, кстати, насчитывается около 80 единиц. Отличие полевых испытаний от тестирования машин «на барабанах» – во влиянии на двигатель таких реальных обстоятельств, как запыленность дорог, различное качество топлива и т. д.
В стендовых испытаниях моторного масла автомобилем управляет «робот», который за год наезжает от 160 до 320 тыс. км.