-871x572-c-default.jpg)
Эффект ящерицы
Какими бы отличными ни были характеристики современных шин, со временем они ухудшаются. Инженеры компании Goodyear создали летнюю шину, свойства которой практически не меняются в течение нескольких десятков тысяч километров.
Какими бы отличными ни были характеристики современных шин, со временем они ухудшаются. Инженеры компании Goodyear создали летнюю шину, свойства которой практически не меняются в течение нескольких десятков тысяч километров.
По мере износа протектора меняются характеристики обычной шины. Так, она немного лучше, чем новая, обеспечивает точность управления, ведь блок-шашки становятся тоньше, поэтому меньше деформируются. В то же время у такой покрышки уменьшается глубина ламелей и канавок, следовательно, снижается способность отводить воду из пятна контакта при проезде луж: «бэушные» не так эффективно, как новые, сопротивляются аквапланированию. Устойчивость и управляемость автомобиля в дождь ухудшаются, а тормозной путь становится длиннее. Согласно исследованиям европейской организации The Motoring Trust каждая десятая авария на мокрой дороге происходит именно из-за плохих сцепных свойств протектора шин.
После 30000 км у шин Goodyeаr OptiGrip тормозной путь меньше на 20%, чем у основных конкурентов премиум-сегмента с той же степенью износа.
Перед инженерами европейского отделения Goodyear была поставлена задача – создать шину, которая без ущерба основным характеристикам даже через несколько десятков тысяч километров сохраняла бы ряд ключевых параметров безопасности: хорошие тормозные свойства и управляемость на мокрой дороге, устойчивость к аквапланированию.
![]() | Рисунок протектора меняется в зависимости от пробега шины |
![]() |
Меняем «кожу»
Исследования показывают, что при различной глубине канавок один и тот же рисунок не способен поддерживать одинаково хорошие показатели шины. Когда протектор изношен, лучше отводят воду более широкие канавки. Что делать? Не наваривать же новый слой через каждые 20–30 тысяч км? Решение было найдено в постепенном изменении рисунка протектора по мере его стирания. Словно ящерица, которая отбрасывает свой хвост, новая шина Goodyear Optigrip «оставляет» на асфальте вместе с верхним слоем резины и внешний рисунок протектора. Данная технология, названная SmartWear (в буквальном переводе – «разумная одежда»), изменяет рисунок протектора примерно через 20 тыс. км пробега. Это достигается благодаря его послойной конструкции. По мере износа протектора «проявляется» новый слой с другим рисунком. Его дизайн разработан для более эффективного отвода воды из пятна контакта. Верхний слой протектора шины достаточно жесткий. Это позволяет получить хорошие показатели управляемости на сухом дорожном покрытии и обеспечивает большой пробег. Из-под верхнего слоя постепенно начинает проступать нижний, который имеет большее количество канавок. Соответственно, они сохраняют производительность отвода воды протектором из пятна контакта. Кроме того, нижний слой протектора сделан из более мягкой резиновой смеси, что улучшило сцепные свойства на мокрой дороге. По утверждению разработчиков, благодаря этому даже изношенная шина на мокром асфальте демонстрирует хорошие тормозные свойства, управляемость и устойчивость к аквапланированию в течение всего срока службы.
Доказано испытаниями
Известно, что результатам испытаний, проводимых производителями шин, мало кто доверяет, поэтому для подтверждения информации привлекаются независимые авторитетные организации. Одна из них – TV SD Automotive, которая для проверок использует собственные методики и специальное оборудование. Эта организация протестировала и шину OptiGrip. Результат оказался весьма интересным. «После 10 тыс. км пробега тормозной путь OptiGrip на 5% короче, чем у двух основных конкурентов, спустя еще 10 тыс. км – на 7%, а после 30 тыс. км тормозной путь в некоторых случаях короче на 20%», – говорится в отчете TV SD Automotive*. А на рубеже 20 тыс. км пробега OptiGrip демонстрирует лучшую устойчивость к аквапланированию, чем даже новые (!) шины конкурентов.
Чтобы продемонстрировать преимущества шин OptiGrip по сравнению с конкурентами, журналистам «АЦ» дали возможность проверить ряд свойств новой покрышки на полигоне в Милевале (юг Франции). Несколько тестов, проведенных нами с использованием современного оборудования, показали, что обычные изношенные шины действительно уже далеко не так эффективны, как новые. На полигоне стало понятно: новый продукт Goodуear явно превосходит ближайших конкурентов из премиум-сегмента. Теперь – слово за другими производителями. Кто из них предложит еще более эффективную технологию для повышения безопасности автомобиля?
От идеи до магазина
Технология SmartWear, благодаря которой достигнуты данные результаты, – итог исследований, проводившихся несколько лет (дизайн, разработка и тестирование шин). В них принимали участие свыше 50 ученых и инженеров Goodуear, а также почти 80 испытателей. За полтора года шины OptiGrip прошли ряд тестов, которые включали более 150 имитационных и 2000 эксплуатационных испытаний на специальных полигонах. Характеристики шин замерялись сразу после производства и затем при пробеге в 10000, 20000 и 30000 км. Для этого проводили два вида испытаний – лабораторные и в реальных условиях эксплуатации. Причем последние – в рамках жестко заданных параметров: на протяжении определенного количества километров и на определенных видах дорог (50% времени на автомагистралях и 50% – на второстепенных дорогах).
Структура протектора OptiGrip
Верхний слой протектора, который виден на новой покрышке на ранних стадиях ее эксплуатации, имеет ламели с системой трехмерного зацепления. Это улучшает управляемость при малом износе шины.
Жесткая центральная часть отвечает за точность управления и быстроту реакции при повороте руля, в то время как элементы на внешней плечевой зоне шины уменьшают боковой увод в повороте. Такая конструкция обеспечивает более равномерное распределение давления в пятне контакта, повышается курсовая устойчивость. Высокая жесткость блоков протектора позволяет демонстрировать хорошие показатели управляемости на сухом дорожном покрытии и увеличить срок службы шины.
По мере износа протектора постепенно «проявляется» новый рисунок нижнего слоя с дополнительными канавками, скрытыми под верхними ламелями. Они обеспечивают эффективное удаление воды из пятна контакта при снижении глубины рисунка протектора, т. е. шина устойчива к аквапланированию весь срок службы.
От идеи до магазина
Технология SmartWear, благодаря которой достигнуты данные результаты, – итог исследований, проводившихся несколько лет (дизайн, разработка и тестирование шин). В них принимали участие свыше 50 ученых и инженеров Goodуear, а также почти 80 испытателей. За полтора года шины OptiGrip прошли ряд тестов, которые включали более 150 имитационных и 2000 эксплуатационных испытаний на специальных полигонах. Характеристики шин замерялись сразу после производства и затем при пробеге в 10000, 20000 и 30000 км. Для этого проводили два вида испытаний – лабораторные и в реальных условиях эксплуатации. Причем последние – в рамках жестко заданных параметров: на протяжении определенного количества километров и на определенных видах дорог (50% времени на автомагистралях и 50% – на второстепенных дорогах).
Тест
Аквапланирование на прямой
Для замеров сопротивления шины OptiGrip аквапланированию специалисты Goodуear оборудовали тестовый Audi A3 специальными датчиками вращения колеса и устройством на основе GPS для измерения скорости. Для испытания сопротивления продольному аквапланированию автомобиль направляли так, чтобы колеса с одной его стороны проходили по затопленному участку глубиной 8-9 мм. По мере разгона автомобиля измерялась скорость вращения правых и левых колес. На определенной скорости переднее колесо, идущее по воде, начинает пробуксовывать, т. е. всплывает. Этот момент фиксирует тестовый прибор с колесными датчиками. Были проведены заезды на изношенных шинах OptiGrip и покрышке конкурентов. Приборы, фиксирующие начало аквапланирования, показали: новая разработка Goodуear всплывает на скорости 75 км/ч, а конкурирующие с ней – на 2–5 км/ч меньше. После 30 тыс. км пробега устойчивость к аквапланированию на прямике у Goodуear OptiGrip на 6% выше, чем у основных конкурентов.
Управляемость
Чтобы выявить отличия в управляемости, которую обеспечивают разные шины, необходимы абсолютно одинаковые автомобили (марка, модель, модификация, комплектация). Существует ряд параметров, которыми определяется управляемость (время прохождения определенного извилистого участка трассы, увод автомобиля при повороте от заданной траектории и т. п.). Но при существенных различиях между шинами разницу в поведении автомобиля может заметить и опытный водитель. Мы субъективно оценили преимущество OptiGrip. Одни и те же повороты новый продукт Goodyear позволяет проходить чуть быстрее, без опасного заноса авто. Особенно это ощущается на мокром покрытии при сравнении с изношенными конкурентами, когда «перебор» скорости намного опаснее, чем на сухой дороге. OptiGrip «прощает» больше ошибок, хотя поведение этой шины тоже ограничивается законами физики.
Торможение на мокрой дороге
На тестовом VW Golf V установлена специальная система, которая активирует тормозную систему автомобиля до полной остановки при пересечении определенной электронной метки на прямом участке тестового полигона. На этой метке трасса орошается водой – так, чтобы вся поверхность дороги была покрыта ею равномерно. Автоматическое торможение исключает влияние человеческого фактора на ход испытаний. Все, что нужно сделать водителю, – разогнаться до скорости 85 км/ч и удержать ее при входе в «мокрую» зону. Автоматика остановит машину максимально эффективно. Специальный электронный регистратор показывает расстояние, которое проезжает авто с момента начала торможения на мокрой трассе. На тесте машину «обували» в различные шины – новые и изношенные. При тестах OptiGrip разница между «старыми» и новыми покрышками была небольшой, а изношенные конкуренты показывали значительно худшие результаты.
Аквапланирование в повороте
Для исследования сопротивления аквапланированию в повороте на автомобиле ехали по сухому асфальтированному кругу, на финишной части которого есть участок, покрытый водой. Автомобиль, двигаясь на определенной скорости, при попадании в воду теряет сцепление с дорогой. Величина увода машины от заданной траектории и показывает эффективность сопротивления аквапланированию в повороте. В ходе теста на Mercedes C220 CDi мы испытали изношенные (30 тыс. км) шины Goodуear OptiGrip и Continental ContiPremiumContact 2. Специальная аппаратура фиксировала величину смещения автомобиля с заданной траектории при попадании его колес в воду. Если на OptiGrip наш Mercedes отклонялся от круга на 2,3-2,5 м, то на Continental – более чем на три метра. В реальных условиях это означает выезд на встречную полосу.