Двигатели Volvo: Не больше четырех цилиндров
Вместо восьми моторов с разным количеством цилиндров легковые Volvo 2014 модельного года будут оснащаться новой линейкой двигателей семейства Drive-E, сделанных на базе двух моторов с всего четырьмя цилиндрами – бензинового и дизельного.
Меньше, но мощно
Перед конструкторами стояла задача уменьшить размер двигателей, то есть сделать их компактнее, легче и, конечно, экономичнее и экологичнее, не утратив при этом мощностных характеристик. Таким критериям больше всего соответствовали четырехцилиндровые двухлитровые моторы с четырьмя клапанами на цилиндр и непосредственным впрыском топлива. Моторы семейства Drive-E – конструктивно новые, в зависимости от модификации они оснащаются турбокомпрессором или турбо- и механическим компрессорами. За счет различного давления и разных диапазонов наддува мощность дизелей варьируется от 120 до 230 л. с., бензиновых – от 140 до более чем 300 «лошадок». Пока что линейка двигателей Drive-E включает в себя три агрегата, которые будут устанавливаться на 60-ю серию. Два из них бензиновые – 245-сильный Т5 с турбонагнетателем, 305-сильный Т6 с турбо- и механическим компрессорами и турбодизель D4 мощностью 181 л. с.
Названия моторов остались «фирменные», и теперь они вводят в заблуждение: Т6, Т5, D4 уже не обозначают количество цилиндров – независимо от буквенного индекса все двигатели – четырехцилиндровые.
Применение в бензиновом моторе Т6 механического компрессора позволило достичь большого крутящего момента в диапазоне низких оборотов – так вольвовцы постарались придать этому двигателю характер, схожий с атмосферными многоцилиндровыми моторами. Компрессор с механическим приводом в данном агрегате вступает в работу на низких оборотах, далее подключается турбонагнетатель, а после его выхода на полную мощь на 3500 об/мин механический компрессор дезактивируется.
Главные особенности дизеля – впрыск топлива под повышенным давлением – до 2500 бар, а также новая технология i-Art, разработанная специалистами Denso. Она включает в себя датчик давления и температуры в каждой форсунке (в отличие от традиционной системы Common Rail, где один датчик контролирует давление во всей топливной рейке). Каждой форсункой управляет микрокомпьютер, который в зависимости от имеющегося давления в ней и режима работы мотора регулирует время впрыска топлива индивидуально в каждом цилиндре. За один рабочий такт (впуск-сжатие-рабочий ход) впрыскивается до 9 порций топлива.
Дизель также оснащен системой охлаждения с электронасосом, что дает возможность мотору быстрее выйти на рабочую температуру при холодном старте.
Новые моторы разработаны в Швеции и там же выпускаются. Вместе с ними будут агрегатироваться и новые коробки передач – 8-ступенчатая автоматическая (японской компании Aisin) и 6-ступенчатая «механика» (Getrag). Линейка моторов Drive-Е адаптирована для легкого монтажа в паре со стартер-генератором и электродвигателем (последовательно), то есть к созданию гибридных моделей. Это будут самые мощные силовые агрегаты, которые даже заменят моторы V8 на моделях-флагманах.
Горное испытание
Нам удалось опробовать самый мощный вариант нового силового агрегата – Т6 (306 л. с.) с турбонагнетателем и механическим компрессором на обновленном переднеприводном кроссовере Volvo XC60 на горных серпантинах вблизи Ниццы (Франция).
В динамике автомобиль в спортивном режиме 8-ступенчатой автоматической коробки передач не уступает по динамике модели с полным приводом, оснащенной старым шестицилиндровым двигателем (6,9 с до «сотни») – даже разреженный воздух в горах с малым количеством кислорода существенно не меняет его характер. Правда, звук мотора, который на высоких оборотах прослушивается в салоне, уже не такой низко-басовитый, как у многоцилиндровых.
В обычном режиме коробки передач динамика XC60 становится не такой заводной, да оно и понятно – здесь на первый план выходит экономия топлива. Новая линейка двигателей на 10–30% экономичнее и экологичнее многоцилиндровых моторов. В нашем случае после двух часов езды по горным дорогам с частыми разгонами и спусками расход составил 11–12 л, но в нормальных условиях он будет радовать владельца цифрой менее 10 л на 100 км. И это при 305 «лошадях» под капотом! Паспортные характеристики впечатляют еще больше – 7,3 л на 100 км вместо 10,7 л на шестицилиндровом.
Таким образом, новый четерехцилиндровый мотор, выигрывая в экономичности, не уступает многоцилиндровым по динамике и максимальной скорости. Украинские потребители смогут оценить новинки уже до конца 2013 года.
Фото автора и Volvo