О том, что радиатор системы охлаждения двигателя должен быть чистым снаружи, известно даже курсантам автошкол. Но о чистоте системы охлаждения изнутри сегодня мало кто задумывается. А зря…
О том, что радиатор системы охлаждения двигателя должен быть чистым снаружи, известно даже курсантам автошкол. Но о чистоте системы охлаждения изнутри сегодня мало кто задумывается. А зря…
О том, что радиатор системы охлаждения двигателя должен быть чистым снаружи, известно даже курсантам автошкол. Но о чистоте системы охлаждения изнутри сегодня мало кто задумывается. А зря…
Назначение системы охлаждения автомобильного двигателя – отвод тепла от цилиндров и зон работы пар трения. Теплоносителем служит охлаждающая жидкость, которая отводит тепло к радиатору, где она охлаждается набегающим потоком воздуха.
Что с теплообменом
В ходе эксплуатации двигателя теплообмен в нем может ухудшиться. Происходит это из-за того, что на деталях системы охлаждения со временем накапливаются твердые известковые отложения – накипь. В особенности ее много, если в системе охлаждения присутствовала чрезмерная концентрация жесткой воды.
Еще один источник загрязнения – коррозионные процессы на металлических деталях рубашки охлаждения мотора (особенно если антифриз старый или некачественный). Тогда в системе охлаждения откладываются продукты коррозии в виде твердых частиц.
Накипь на металлических деталях двигателя не только ухудшает теплоотдачу от наиболее нагретых частей, но и вызывает неравномерный их нагрев, что чревато короблением и нарушением герметичности. Накипь сужает каналы, ухудшая циркуляцию жидкости и повышая среднюю рабочую температуру силового агрегата. Заметить эту проблему можно по часто включающемуся вентилятору радиатора и постоянно клонящейся к максимуму стрелке термометра.
Накипь в теплообменнике отопителя снижает эффективность работы климатической установки. Нередко известковые отложения забивают основной радиатор, что становится причиной перегрева двигателя в осложненных условиях движения – в пробках, при буксовании в снегу, грязи. Помимо того, следствием постоянно повышенной температуры мотора станет преждевременное старение масла – ухудшение его свойств, а значит, ускоренный износ двигателя.
Взвешенные в жидкости механические частицы также постепенно забивают тонкие каналы радиатора, в первую очередь – отопителя. Относительно крупные частицы грязи (чешуйки ржавчины и накипи, фрагменты резины и пластика), попав на клапан термостата, могут нарушить алгоритм его работы – соответственно, изменится средняя рабочая температура двигателя. Мельчайшие частицы грязи выступают в роли абразива, ускоряющего износ сальника помпы.
Одно из самых серьезных последствий езды со старым, «сработавшимся» и засоренным антифризом в системе – коррозия привалочной плоскости головки блока цилиндров. |
Борьба за чистоту
Автопроизводители рекомендуют периодически полностью менять охлаждающую жидкость в системе охлаждения, поскольку ее присадки, в том числе и моющие, срабатываются. Но если этим требованием пренебрегали и система все-таки загрязнилась, для ее радикальной очистки применяют различные методы. Например, один из самых примитивных шоферских способов – промывка водой под давлением в направлении, противоположном рабочему ходу жидкости. В качестве другого, более действенного дедовского способа ранее предлагалась промывка раствором едкого натра, каустической соды, молочной кислоты (сывороткой). Сильно загрязненные латунные радиаторы очищали, распаяв их на части и проталкивая через трубки «шомполы» специального профиля.
В настоящее время очищать системы охлаждения помогают специализированные препараты. В стационарных условиях СТО применяются специальные промывочные станции, включаемые в контур охлаждения работающего двигателя. Более доступный, хотя и достаточно хлопотный способ – заливка в антифриз перед его заменой на некоторое время моющей присадки. Иногда после слива старого тосола мотор промывают дистиллированной водой с добавкой специального моющего вещества.