Баварский гамбит
В начале мая в Штутгарте прошла традиционная выставка Engine Expo 2008. В рамках мероприятия были определены победители Международного конкурса «Двигатель года».
В начале мая в Штутгарте прошла традиционная выставка Engine Expo 2008. В рамках мероприятия были определены победители Международного конкурса «Двигатель года». |
Авторитетное жюри из 32 стран мира подвело итоги 10-го, юбилейного международного конкурса на звание лучшего автомобильного двигателя года, проходившего под эгидой британского медиа-холдинга UKIP Media & Events. Была проведена оценка технических характеристик и конструктивных особенностей моторов в 12 категориях независимо от типа топлива. По регламенту, претенденты делились на 8 классов в зависимости от рабочего объема. Победители определялись также в четырех специальных номинациях: «Новинка года», «Зеленый» двигатель», «Мощный двигатель» и «Двигатель года». Рассматривались моторы, устанавливаемые на серийные легковые автомобили, которые на момент проведения конкурса продавались более чем в одной стране мира. Каждый член жюри распределял 25 очков среди 5 лучших, на его взгляд, моторов в каждой из номинаций. Максимальное количество баллов для одного двигателя не превышало 15, минимальный же балл – 1.
В нынешнем году отличились мотористы BMW, которые в очередной раз громко заявили о себе. Из 12 призов они получили половину, в том числе главный – в номинации «Двигатель года».
BMW 2,0 л Diesel Twin Turbo (123d)
Лучшая новинка года
Баварские инженеры с гордостью называют свою новинку самым мощным четырехцилиндровым дизельным двигателем в мире. При объеме 1995 см³ он развивает 204 л. с. В конструкции этого силового агрегата используется алюминиевый блок цилиндров, система питания Сommon Rail третьего поколения и сажевый фильтр. Новинка оснащена двумя турбинами разного диаметра: меньшая работает на низких оборотах, а большая подключается при их увеличении. По сравнению с предшественником мотор «похудел» на 17 кг за счет широкого применения легкосплавных материалов. Самую серьезную модернизацию претерпел впускной коллектор, увеличившийся в диаметре и максимально приближенный к камерам сгорания, то есть каналы в головке блока очень короткие.
BMW 3,0 л Twin Turbo (135, 335, X6)
Лучший двигатель 2008 года
Лучший в категории от 2,5 до 3,0 л
Жюри было единодушно в своем решении. Судите сами – бензиновый мотор BMW набрал 380 очков, почти на 100 очков опередив ближайшего конкурента – TSI от Volkswagen. При объеме 2979 см3 с двигателя снимается 306 сил и 400 Нм крутящего момента. Технические особенности – две небольшие турбины и система прямого впрыска. Каждая из турбин обслуживает три цилиндра, что обеспечивает быстрейший отклик на нажатие педали газа во всем диапазоне вращения коленвала и отсутствие «турбоямы». Материалы для изготовления турбин заимствованы в аэрокосмической промышленности. Особый сорт стали лопаток турбины позволяет выдерживать температуру до 1050°C.
Toyota 1,5 л Hybrid Synergy Drive (Prius)
Лучший «зеленый» двигатель
В нынешнем году вместо приза за экономичность решили ввести приз за экологичность. Лидером стал тойотовский Hybrid Synergy Drive. Основной элемент двигателя – 1,5-литровая бензиновая «четверка», работающая по циклу Аткинсона, т. е. впускной клапан закрывается значительно позже нижней мертвой точки. За счет этого снижаются насосные потери, так как часть смеси при движении поршня вверх выталкивается во впускной коллектор, уменьшая в нем разрежение. Кроме того, снижается вероятность детонационного сгорания топлива, а энергия отработавших газов используется дольше. В результате КПД мотора стал выше. Электромотор и генератор силового агрегата связаны планетарной передачей. Мощность бензинового двигателя – 76 л. с. при 5000 об/мин, электромотора – 67 л. с. в диапазоне 1200–1540 об/мин. В паре они развивают 400 Нм крутящего момента. При этом средний расход топлива – всего 4,2 л/100 км, а выбросы СО2 не превышают 104 г/км.
Porsche 3,6 л Turbo (911 Turbo, 911 GT2)
Лучший мощный двигатель
На титул лучшего мощного двигателя в этом году претендовали пять компаний – Audi, BMW, Ferrari, Nissan и Porsche. С разницей всего в три очка победили инженеры Porsche с оппозитным 3,6-литровым турбированным мотором, устанавливающимся на модели 911 Turbo и GT2. Причем если на первой мощность достигает 420 л. с., то у версии GT2 – 530 «лошадок». Особенность двигателя – в новом турбонагнетателе с изменяемой геометрией, специально разработанном фирмой BorgWarner. Каждый ряд цилиндров имеет свой собственный нагнетатель. Два интеркулера дают возможность пропустить большее количество сжатого воздуха благодаря увеличенному на 10% диаметру воздуховодов. Все эти технические решения позволяют машине набирать первую «сотню» менее чем за 4,0 с, а максимальная скорость составила 310 км/ч (Turbo) и 329 км/ч (GT2).
Toyota 1,0 л (Toyota Aigo, Peugeot 107, Citroёn C1)
Лучший в категории до 1,0 л
За награду в этой категории боролись Mitsubishi с 3-цилиндровым турбомотором – 84 л. с., дизель Mercedes-Benz – 45 л. с. и 68-сильный 3-цилиндровый бензиновый двигатель от Toyota. Успех последнего обусловлен наличием совершенной системы бесступенчатого изменения фаз газораспределения VVT-i, позволяющей снять с компактного мотора 93 Нм при 3600 об/мин. Кроме того, он самый легкий в своем классе – весит всего 67 кг благодаря алюминиевой конструкции, ультрамалой толщине стенок (всего 7 мм) и деталям из высокопрочного пластика. Впускная система и головка блока цилиндров объединены в общий модуль. Использование специального полимерного покрытия для поршней, тонких поршневых колец с уменьшенной упругостью, смещенного распредвала и трехцилиндровой конфигурации дало возможность минимизировать потери на трение и снизить средний расход топлива до 4,0 л. Не забыта и экологическая составляющая – выбросы СО2 составляют всего 109 г/км.
Volkswagen 1,4 л TSI Twincharger (Golf, Jetta)
Лучший в категории от 1,0 до 1,4 л
По своим характеристикам 1,4-литровый двигатель TSI от Volkswagen – один из самых совершенных и высокотехнологических. Он выпускается в двух версиях – 140 и 168 л. с., оснащен непосредственным впрыском топлива и имеет два компрессора – турбо и механический. В результате в 168-сильной версии с 1 л рабочего объема снимается 119 л. с. Это также позволяет исключить эффект «турбоямы» и гарантировать высокий крутящий момент с самых низких оборотов. Оба нагнетателя обеспечивают рабочее давление наддува 1,53 бара, а максимальное давление в системе достигает 2,5 бара при 1500 об/мин. Показатели серийной 1,4-литровой рядной «четверки» феноменальны: мощность 168 л. с., крутящий момент 240 Нм в диапазоне 1750–4500 об/мин. Немаловажным достижением является низкий расход топлива – 9,6 л в городском цикле (VW Golf).
BMW-PSA 1,6 л Turbo (Mini Cooper S, Peugeot 207)
Лучший в категории от 1,4 до 1,8 л
Пример удачного сотрудничества мотористов BMW и PSA Peugeot-Citroёn – создание турбированного 1,6-литрового мотора. Компактный двигатель объемом 1598 см3 устанавливается на Mini Cooper S, Peugeot 207 и Peugeot 308. Его технические особенности – турбина со сдвоенными лопастями и прямой впрыск топлива. Выпускные клапаны наполнены натрием для лучшего охлаждения. В результате мощность достигает 175 л. с. при 5500 об/мин, а крутящий момент 240 Нм доступен в диапазоне от 1600 до 5000 об/мин. Средний расход топлива – всего 6,9 л.
Volkswagen 2,0 л Turbo FSI (VW, Audi, Seat, Skoda)
Лучший в категории от 1,8 до 2,0 л
Жесткая конкурентная борьба в классе делает награду вдвойне приятной. В этом году бензиновый мотор Volkswagen опередил соперников из BMW и Subaru, причем преимущество над новым турбодизелем от BMW составило всего 2 очка. В 2,0-литровом двигателе объединен прямой впрыск с турбонаддувом. Одно из его достоинств – отсутствие «турбоямы». Различные модификации мощностью от 165 до 272 л. с. за год успели себя хорошо зарекомендовать на автомобилях Audi A3, A6, TT, TTS, Seat Leon, Skoda Octavia и VW Golf. При рабочем объеме 1984 см3 в 200-сильной версии максимальный крутящий момент 280 Нм достигается уже при 1800 об/мин. Технические особенности мотора – выпускные клапаны с натриевым наполнителем, армированные седла клапанов, усиленные толкатели и клапанные пружины, система непрерывного изменения фаз газораспределения.
Subaru 2,5 л Turbo (Forester, Impreza, Legacy, Outback)
Лучший в категории от 2,0 до 2,5 л
Мотор Subaru объемом 2457 см куб. с двумя парами оппозитно расположенных цилиндров и двумя распредвалами в каждой головке блока устанавливается практически на весь модельный ряд марки, за исключением малыша Justy. В зависимости от модификации он выдает на-гора 230 (Forester, Impreza) или 320 л. с. (Impreza STi). С таким мотором базовая Impreza разгоняется до «сотни» за 5,4 с (STi – 4,8 c), а максимальная скорость составляет 229 км/ч. Максимальный крутящий момент нового двигателя достигает 320 Нм при 3600 об/мин. Причем расход топлива в смешанном цикле – 10,9 л для STi и 10,3 л для базовой версии Impreza. Традиционное для Subaru оппозитное расположение мотора позволяет снизить центр тяжести машины и компактно поместить его под капотом.
BMW 4,0 л V8 (M3)
Лучший в категории от 3,0 до 4,0 л
Победителем в этой категории стал 4,0-литровый двигатель компании BMW. Конструктор Гельмут Химмел посчитал, что прежняя 3,2-литровая рядная «шестерка» маловата для серьезного суперкара, и решил спрятать под капот модели V8. Его электронный блок управления способен просчитывать более 200 млн. операций в секунду. Аналогичный ЭБУ используется на V10, устанавливаемых на M5 и M6. Двигатель оснащен фирменной системой непрерывного изменения фаз газораспределения Double VANOS. V8 всего на 30 мм короче и на 2 кг тяжелее «шестерки» прежнего M3. При этом мотор развивает 420 л. с. при 8300 об/мин, а его крутящий момент достигает 400 Нм.
BMW 5,0 л V10 (M5, M6)
Лучший в категории свыше 4,0 л
Пятилитровый мотор BMW четыре года подряд побеждает в этой категории. Он развивает 507 л. с. при 7750 об/мин, а крутящий момент достигает 520 Нм при 6100 об/мин. Cпорткары BMW M5 и M6 разгоняются до «сотни» всего за 4,7 с. Этот V10 имеет алюминиевые головки блока с четырьмя клапанами на цилиндр, а также облегченные детали шатунно-поршневой группы и клапанного механизма. В нем используется фирменная система непрерывного изменения фаз газораспределения, электроника управляет 10 дроссельными заслонками, индивидуальными для каждого цилиндра. Мотор раскручивается до 8250 об/мин, а 450 Нм момента достигаются уже при 3500 об/мин.