Китайский автопром вышел на новый уровень. Раньше попасть на работающий автозавод в Поднебесной было редкой удачей, а сегодня производители сами приглашают журналистов – гордятся новыми цехами. Один из примеров – визит на предприятия Lifan Motors.
Китайский автопром вышел на новый уровень. Раньше попасть на работающий автозавод в Поднебесной было редкой удачей, а сегодня производители сами приглашают журналистов – гордятся новыми цехами. Один из примеров – визит на предприятия Lifan Motors.
Китайский автопром вышел на новый уровень. Раньше попасть на работающий автозавод в Поднебесной было редкой удачей, а сегодня производители сами приглашают журналистов – гордятся новыми цехами. Один из примеров – визит на предприятия Lifan Motors.
Несколько поездок в Поднебесную за последние пару месяцев позволили сделать вывод: автопром Китая развивается все так же стремительно. Пусть тамошние авто еще не дотягивают до уровня мировых автобрендов, но технологии на все большем количестве автозаводов становятся современнее. И скоро это может положительно отразиться на качестве. Но своя «изюминка» у этих предприятий сохранилась…
Дорогу молодым
В китайском автопроме работают молодые и энергичные люди: большинству на вид не больше двадцати. Но несмотря на красные транспаранты в пролетах корпусов, комсомольского задора и шуток-прибауток тут не встретишь – обстановка исключительно рабочая. Почти вся молодежь – жители глубинки, после школы приехавшие на заработки. Поработав несколько лет, юноши и девушки уезжают на родину, чтобы там создать семью, купить жилье и открыть свой бизнес или завести собственное фермерское хозяйство.
Текучка кадров, очевидно, устраивает администрацию, хотя вряд ли положительно сказывается на качестве. Ведь чаще всего техническое образование у парней и девушек – только месячные курсы при заводе.
Более квалифицированные рабочие трудятся на ответственных участках: сложная штамповка, сварка дверей. В особом почете инженеры, даже униформа у них особая. Руководство Lifan Motors ежегодно «переманивает» к себе не менее десяти профессионалов, конструкторов и менеджеров из других компаний, в частности, из США и Тайваня.
Лазеры и киянка
«Железная» составляющая производственных цехов в Китае тоже отличается от привычных для других «автопромов» картинок. Каждый кузов, плывущий по конвейеру, буквально облеплен сборщиками. Такое щедрое обращение с рабочей силой объясняется ее дешевизной. Много здесь и контролеров качества, обычно выделяющихся яркой одеждой.
Характерная особенность китайских автозаводов – соседство массового ручного труда с высокотехнологичным оборудованием. В нужных местах дорогая современная техника есть (в первую очередь также своего, китайского производства) – например, там, где вероятность ошибки человека слишком велика, что может отразиться на качестве, или там, где человек не справится физически. На моторостроительном заводе Lifan мы видели высокоточные лазерные автоматы – стенды для проверки осевого биения поступающих на сборку коленчатых валов. Но на следующей технологической операции рабочий применял пластиковый молоток – киянку, чтобы правильно осадить на своих местах детали кривошипно-шатунного механизма. Парнишка работал так же четко и ритмично, как соседний лазерный робот. «Почему же мы должны заменять его машиной?» – спросили нас представители завода.
Собрано in China
Прагматичность и прогресс в подходе к производству выражаются и в организации поставок комплектующих для автомобилей. Так, на предприятиях того же Lifan Motors можно было заметить определенное разделение труда. Например, кузовное производство компания не доверяет никому – на новом заводе в Чунцине сами штампуют детали, сваривают кузова, контролируют качество, испытывают и модернизируют. Широкая модельная гамма, частое обновление линейки – все это во имя потребностей рынка, невзирая на стоимость оснастки штамповочного цеха.
Иная картина с силовыми агрегатами. Компания Lifan начинала свою деятельность с мотоциклетных двигателей, однако проектирование автомобильных моторов она заказала специализированной инжиниринговой фирме. Соответствующие необходимым параметрам агрегаты приняли к производству на новом моторном заводе. При этом большинство деталей, если не все, покупаются на стороне, также у специализированных производителей. Все поставщики Lifan – китайские, их заводы расположены неподалеку. Исключение составляет электронный блок управления, покупаемый на американско-китайском СП. Подобный метод обращения производственников к узкопрофильным специалистам оправдывает себя на европейских автозаводах.
Мы прощались с предприятиями Lifan в цехе приемки готовой продукции моторного завода. В просторном светлом помещении у компьютеризированных стендов гудели на обкатке десятки полуторалитровых моторов, собранных при помощи лазеров и ловких молодых рук…