X

4896,1 км на одном литре

Очередной рекорд экономичности был поставлен в «Шелл-экомарафоне», прошедшем 5–7 мая в Германии, в пригороде Лаузица. В этом мероприятии впервые участвовала украинская команда.

Очередной рекорд экономичности был поставлен в «Шелл-экомарафоне», прошедшем 5–7 мая в Германии, в пригороде Лаузица. В этом мероприятии впервые участвовала украинская команда.

Очередной рекорд экономичности был поставлен в «Шелл-экомарафоне», прошедшем 5–7 мая в Германии, в пригороде Лаузица. В этом мероприятии впервые участвовала украинская команда.

  
  
  
  

Французская команда-победитель была одной из самых многочисленных в экомарафоне.

 

Подъезжая к гоночной трассе EuroSpeedway, сразу начинаешь понимать, что Shell Eco-Marathon – это не просто автоспортивное мероприятие. Огромный палаточный городок с многочисленными флагами разных стран и толпы молодежи заставляют вспомнить свои студенческие годы. Но если при «Союзе» мы ездили в стройотряды и «на картошку», то у современных студентов появились другие возможности. Shell Eco-Marathon, «учредителем» которого является компания Shell, – одно из таких мероприятий, где студенты могут реализовать свои фантастические идеи.

«Шелл-экомарафон» проводится с 1985 года. Для участия в этом мероприятии студенческие команды всевозможных технических университетов и школ создают собственные транспортные средства, которые должны потреблять минимальное количество топлива. Главная цель состязаний – проехать максимальное расстояние на одном литре горючего и обеспечить минимальные выбросы СО2 в атмосферу.

Команды самостоятельно выбирают класс машин, в котором будут соревноваться, и тип источника энергии. В качестве последнего возможны как двигатели внутреннего сгорания – бензиновые и дизельные, так и электромоторы на водородных топливных ячейках (Fuel Cell) и солнечных батареях. ДВС могут работать и на биотопливе или на нефтяном либо природном газе. А чтобы, подводя итоги марафона, привести их к единому знаменателю, разработана специальная методика пересчета потребления разных видов топлива с учетом их энергетических характеристик.

Экомобили с силовой установкой на топливных элементах заняли лидирующие места в обоих классах машин.

В «Шелл-экомарафоне» участвуют два класса автомобилей – прототипы и так называемые урбанистические концепты. Прототипы (трех- или четырехколесные) могут иметь любой дизайн и любой двигатель – главное, чтобы автомобили соответствовали требованиям техрегламента соревнований. А это наличие огнетушителя, шеститочечных ремней безопасности, звукового и стоп-сигналов, наружной кнопки остановки двигателя, пространства для свободного перемещения головы водителя в шлеме, системы вентиляции салона. Тормозная система должна удерживать авто на 30-градусном спуске/подъеме, а костюм и обувь пилота – полностью закрывать его тело. Кроме того, шлем должен иметь стекло. К классу урбанистических концептов есть дополнительные требования – они должны иметь четыре колеса, багажник и обеспечивать сидячее положение водителя.

В этом году состязания прошли на трех континентах – в Америке, Европе и Азии, поэтому удалось собрать около 400 команд из 42-х стран. В Европе в 2010-м Shell Eco-Marathon проведен 26-й раз при участии 213 команд из 22 стран. Одна треть команд – школьные, а остальные – вузовские. При содействии компании «Хонда-Украина» в Shell Eco-Marathon впервые участвовала и украинская команда «ЛСА-ХАДИ-Хонда» из Харьковского национального автомобильно-дорожного университета (ХНАДУ).

По выбросам СО2 экоболиды на высоте: лучшее значение 0,7 г/км у прототипов и 4,67 г/км – в классе «урбан-концептов».

Для точного расчета экономичности до и после заезда проверялась даже температура топлива.

Силовые установки на топливных элементах с каждым годом становятся все более популярными в экомарафоне.

Зачет

Согласно программе соревнований каждая команда выполняет четыре зачетных заезда. Перед каждым из них в контрольный стеклянный бак «до горловины» заправляется топливо. Один заезд – это преодоление дистанции в 25 км 485 метров по треку со средней скоростью около 30 км/час (нужно уложиться в 51 минуту). После этого организаторы доливают бак до полного и, зная «порцию» дозаправки, рассчитывают запас хода на одном литре топлива. Лучшая экономичность, т. е. максимальный путь на одном литре топлива, идет в финальный зачет соревнований.

2010 год для участников экомарафона и всех тех, кому эта тема интересна, был особенно актуален. Ждали новых сенсаций, так как последний рекорд экономичности – 3836 км/л – был зафиксирован еще в 2005 году. И долго ждать не пришлось – еще 5 мая команда французского политехнического университета из города Нанта (Polytech’ Nantes) установила новый рекорд – 4414,1 км/л, а после однодневной паузы (из-за дождливой погоды) 7 мая эта команда побила свой же рекорд, проехав на одном литре топлива 4896,1 км. Интересно, что прототип-рекордсмен оснащен не классическим ДВС, а силовой установкой на топливных элементах. Второй зачетный результат – 2964,7 км, «отставший» от рекордного почти на 2 тысячи километров, тоже показан прототипом, но с бензиновым двигателем внутреннего сгорания. Он принадлежал французской команде из школы La Joliverie Projet Microjule.

Что касается украинской команды, то в своем классе она заняла достойное среднее место. Среди 99 участников в классе прототипов харьковчане – на 42-м месте, они проехали на одном литре бензина 570 км. Для новичков это совсем неплохо.

 

Норман Кох Технический директор Shell

Технологии экономии топлива сегодня интересны всем, в том числе и компании Shell. Сегодня мы активны на рынке энергосберегающих технологий и снижения загрязнения окружающей среды. На данный момент на рынок Европы мы выводим новое топливо, которое обеспечивает экономию до одного литра на каждом баке. Также мы создаем биотопливо второго поколения, которое не конкурирует с продуктами питаниями. Получают его из древесины, соломы, водорослей и т. п.

Александр Чернышев Капитан команды «ЛСА-ХА­ДИ-Хонда»

Мы довольны нашим первым участием в экомарафоне и уже строим планы на следующий год. В этом году мы отработали экономичную технику вождения и нашли изъяны нашего автомобиля. До следующего сезона нам предстоит усовершенствовать как аэродинамику, так и силовую установку машины. Вместо 35-кубового карбюраторного мотора Honda GX-35 планируем установить новый двигатель – тоже хондовский, но инжекторный, объемом 20 см куб.

Украинцы в марафоне

 

Для минимизации веса машины все максимально упрощено. На джойстик руля вынесены сигнал, задний тормоз, а на рычаг – акселератор.

Система пожаротушения мотоотсека и «салона» с пиропатронами впечатлила комиссию, но
огнетушитель пришлось установить.

Команда «ЛСА-ХАДИ-Хонда» появилась в 2007 году, после того как ее нынешний капитан Александр Чернышев, в то время студент третьего курса ХНАДУ, побывал на Shell Eco-Marathon по приглашению компании Shell. По возвращении он собрал команду единомышленников, с которой в лабораториях харьковского университета создали своими руками для экомарафона автомобиль ХАДИ-34. Конструктивно ХАДИ-34 представляет собой монокок из стекловолокна с алюминиевым каркасом. В качестве элементов трансмиссии и других узлов и агрегатов используются велосипедные комплектующие. Рулевой механизм – джойстикового типа с ручкой привода тормозного механизма заднего колеса. Харьковский экоболид оснащен двойной системой пожаротушения – автономной, с пиропатроном в салоне и в моторном отсеке, и обычным огнетушителем. Изначально ХАДИ-34 изначально был обут в шины тайваньского бренда, но для участия в соревнованиях машину вооружили специальными энергосберегающими покрышками французской компании Michelin. Для максимального снижения сопротивления качению шины накачиваются до высокого давления – 9 бар.

ТТХ прототипа ХАДИ-34

Кузов

монокок

Расч. коэф. аэродин. сопр.

0,13

Вес в снаряженном состоянии, кг

41

Габаритные размеры, Д/Ш/В, м

3/1/0,7

Двигатель

Honda GX-35

Тип двигателя

4-такт. бенз. карб.

Рабочий объем, см куб.

35

Мощность, кВт (л. с.)

7 (10)

КП

планетарный механизм

Тормоза

диск. мех.

Победители Shell Eco-Marathon

Прототипы

Место

Команда

Тип силовой установки

Дистанция

1

202

Polytech’ Nantes, Франция

Топл. элемент, электро

4896.1 км/л

2

001

La Joliverie Projet Microjule, Франция

Бензиновый ДВС

2964.7 км/л

3

225

University of Applied Sciences, Offenburg, Германия

Топл. элемент, электро

2794.9 км/л

Урбанистические концепты

1

402

De Haagse Hogeschool, Нидерланды

Топл. элемент, электро

747.2 км/л

2

413

Fachhochschule Trier, Германия

Топл. элемент, электро

700.9 км/л

3

411

Universite de Liege, Бельгия

Топл. элемент, электро

470.8 км/л

Юрий Дацык
Фото автора и Shell

Редакция благодарит компанию «Honda-Украина» за помощь в организации поездки