Компания Michelin побила рекорд по размещению шипов в массовой зимней шине. Сделала она это в новой модели зимней шины Michelin X-Ice North 4.
Конец зимнего сезона популярное время презентации новых зимних шин. Вот и в этом году в феврале нам показали четвертое поколение шипованной шины Michelin X-Ice North. Конечно же, главный козырь этой долгожданной новинки от Michelin – это шипы. Их разместили в шинах данной модельной линейки в огромном количестве, а также сделали компактными и в стальном корпусе (в массовых шинах чаще всего ставят шипы с алюминиевым корпусом). Если проанализировать количество шипов у шин-конкурентов, то у ближайших соперников в размере 205/55R16 их около 180-190, у других – 130-140, а у некоторых даже 80-100 шипов. У Michelin X-Ice North 4 в этом размере аж… 250 шипов!
Идею создания стального шипа взяли у спортивных шипованных шин мирового чемпионата WRC. Благодаря этому по своим габаритным размерам стальной шип для гражданской шины получил значительно меньший размер корпуса, чем у алюминиевых.
Благодаря меньшему корпусу стального шипа при действии на него продольных и поперечных нагрузок, когда ему приходится наклоняться в посадочном гнезде, с дорогой контактирует только твердосплавный сердечник шипа. В случае с алюминиевыми шипами при их деформации в контакт с дорогой вступает корпус шипа, а из-за этого снижается усилие вдавливания в лед сердечника шипа, что снижает сцепные свойства на таком покрытии (см схему вверху). Так как у стального шипа такого явления нет, эти шины на льду более стабильны и цепкие. Для улучшения сцепных свойств на льду в продольном и поперечном направлениях шипы расположили так, чтобы они сформировали 22 ряда в продольном и поперечном направлениях.
Такое расположение шипов, по информации инженеров Мишлен, оптимально как для разгонной динамики и тормозных свойств на льду, так и для управляемости на этом же покрытии. В последнем мы, кстати, убедились в ходе презентационного теста на полноприводных Audi A6 Allroad с кузовом универсал. Несмотря на тяжелую корму этой машины, склонность к заносам на шинах Michelin X-Ice North 4, в отличие от шин конкурентов, была минимальной.
Как сделали «тихие» шипы
Для создании шины Michelin X-Ice North 4 применяли специальную компьютерную программу для поиска в протекторе потенциальных мест, где можно расположить шипы. Так нашли 1400 точек для размещения шипов. Но чтобы получить отличные сцепные свойства на льду и при этом низкий уровень шумности на асфальте, было определено оптимальное количество шипов и их размещение. Результатом стало то, что шумность шины Michelin X-Ice North 4 осталась на уровне шины-предшественницы Michelin X-Ice North 3, у которой шипов почти в три раза меньше.
В новинке отказались и от термопрогрессивной резиновой смеси в нижнем слое протектора, который «держит» шипы. Этим уменьшили ударную нагрузку на дорогу, т.е. снизилась шумность шипов.
Несмотря на то, что шипы получили стальной корпус и их стало больше в каждой шине, вес новинки на уровне шины-предшественницы Michelin X-Ice North 3 не изменился. Этого удалось добиться за счет снижения глубины протектора на 1 мм (с 9,4 до 8,4) и уменьшения толщины подпротекторного слоя.
Что нового в протекторе
У Michelin X-Ice North 4 абсолютно новый рисунок протектора. Он остался направленным, но в него внедрили элементы, которые должны улучшить свойства как на льду и снегу, так и на мокром и сухом асфальте. Центральную часть уплотнили, а ребра с V-образными каналами соединили между собой по центру.
Длинные центральные блоки и их плотное размещение в шине Michelin X-Ice North 4 позволили увеличить суммарную длину ламелей, что очень важно для улучшения сцепных свойств на льду и укатанном снегу.
Обязательный атрибут современных зимних шин – ламели – получили П-образную конструкцию, позаимствованную у шины Pilot Alpin для центральноевропейских мягких зим. При больших нагрузках на протектор, которые возникают в резких маневрах, такие ламели быстрее блокируются, т.е. повышают жесткость блоков, улучшая тем самым реакции на повороты руля на мокром и сухом асфальте. В свою очередь, более широкие блоки позволили увеличить общую длину ламелей, которые повысили сцепные свойства на снегу и льду.
Какую резиновую смесь использовали
Резиновая смесь в шине Michelin X-Ice North 4 изменилась в верхней части протектора. Здесь использовали резиновую смесь с новым поколением эластомеров, которые сохраняют эластичность протектора даже при сверхнизких температурах до -65 °С. По информации специалистов Мишлен новая резиновая смесь обладает высокой износостойкостью, позволяя эксплуатировать данную шину в среднем на один сезон дольше.
Старт продаж
Новая зимняя шина Michelin X-Ice North 4 уже поступила в продажу. В производственной линейке эта модель выпускается в 35 типоразмерах с посадочным диаметром от 15 до 19 дюймов.