Эксплуатация автомобиля: в ливень опасайтесь аквапланирования
Последние несколько дней заставили многих автовладельцев почувствовать на себе, что означают поездки в ливень, когда дворники не успевают сметать воду с лобового стекла, стена воды перед машиной делает невидимым впередиидущий транспорт, а поток воды на дороге провоцирует начало такого явления, как аквапланирование. Чем же опасно аквапланирование? Опасно тем, что машина при этом просто «плывет» на дороге. Происходит это из-за того, что шина при качении не успевает выдавить из пятна контакта то количество воды, которое оказывается под ней на дороге. На самом деле такое явление характеризует потерю колесом прямого контакта с дорогой из-за слоя воды между протектором шины и дорожным покрытием.
В итоге автомобиль превращается в неуправляемый снаряд, который движется в направлении действия сил инерции – он становится неуправляемым и отказывается эффективно тормозить. Возникнуть такая ситуация может при движении на любом автомобиле, важно понимать, на какой скорости это происходит. Факторов влияния множество – скорость движения, особенности рисунка протектора, степень износа шины (остаточная глубина протектора), толщина слоя воды на дороге, вес автомобиля, развесовка автомобиля и т.д. Это должен учитывать водитель и выбирать соответствующую скорость движения. Но как сделать это на практике. Для начала нужно понимать, на каких скоростях может возникнуть аквапланирование.
У новых шин размером 195/65 R15, установленных на автомобиль Гольф-класса (в снаряженном состоянии и один водителем), при 10-миллиметровом слое воды аквапланирование может начаться в диапазоне скоростей от 65 до 95 км/ч. На какой именно скорости это произойдет – зависит уже от конкретной модели шины. Ввиду этого, автовладельцам было бы полезным поинтересоваться тестами шин, чтобы понимать, на каких скоростях можно безопасно ездить на шинах, которые стоят на ваших автомобилях.
Также очень важно учесть степень износа шин. Например, покрышка, изношенная наполовину (остаточная глубина протектора 4 мм), «всплывает» на скорости 60–65 км/час, в то время как такая же новая (с глубиной протектора 8 мм) – на скорости 85 км/час (испытания проводились при слое воды не менее 10 мм.).
При выборе скорости движения в дождь по дороге без видимых луж, следует учитывать следующую информацию. Площадь пятна контакта летней шины на слое воды 3 мм на скорости 75 км/ч при глубине рисунка протектора 8 мм (новая шина) составляет 74% в сравнении со стоящим автомобилем, с 4-миллиметровым протектором – 58%, а с 1,6-миллиметровым (предельный по ПДД износ) – всего 16%! Соответственно, скорость начала аквапланирования снижается с 83 км/ч до 56 км/ч. Значит, чтобы избежать аквапланирования, скорость движения на изношенных покрышках в дождь должна быть как минимум на 30 км/ч меньше, чем на относительно новых.
Что касается реакции машины на работу органами управления в условиях, близких к аквапланированию, также есть интересные цифры. Так, при торможении канавки протектора меньшей высоты (уже поработавшая шина) не столь эффективно выводят воду из пятна контакта, а скругленные кромки ламелей уже не способны «срывать» водяную пленку с асфальта. Согласно тестам «Автоцентра» на новых шинах одной модели (Nokian Hakka Blue) тормозной путь на мокрой дороге со скорости 80 км/ч составляет около 30 м, а на изношенных – почти 40 метров. При этом, на отметке, когда машина с новыми шинами остановилась, скорость авто с изношенными покрышками составляет еще около 40 км/ч. Это скорость, на которой авто может смертельно травмировать пешеходов, а также серьезно повредить другие транспортные средства. Об этом нужно помнить, планируя маршрут и выбирая скорость движения во время дождей.