Чем живет шинный рынок
Что происходит на рынке шин для легковых машин и изменился ли он в сравнении с прошлым годом?
Несмотря на карантин, машин на дорогах не стало меньше, а значит и рынок автомобильных шин продолжает активно жить. Но больше всего он оживает сейчас – осенью, так как уже, пожалуй, 95% автовладельцев понимают, зимние шины в сезон снега и льда должны быть даже в случае теплой зимы. Но вернемся к статистике!
Как показывают данные объема шинного рынка в этом и прошлом году, Covid-19 довольно существенно изменил его. Так если в прошлом году за 8 месяцев с января по август объем шинного рынка в Украине составлял 4 млн. 115 тыс. 500 шин, то в этом году снизился до 3 млн. 818 тыс. 300 шин. Но изменилась ли структура рынка? Как оказалось, изменилась, но не существенно.
Чей дом, тот и хозяин!
Эта пословица справедлива и к рынку шин, где абсолютным лидером продаж является украинский производитель шин из Белой Церкви. Доля его двух основных торговых марок Rosava и Premiorri в сегменте легковых шин уже много лет не снижается ниже 25% рынка (за 8-мь месяцев этого года – 25,2%). У такого доминирования есть целый ряд объяснений, но детальнее о них расскажем далее.
Доля украинского рынка за восемь месяцев этого года у всех остальных шинников в разы ниже (см график). Например, у Белшины – 8%, Hankook – 7,9%. Bridgestone – 3,6%, Michelin – 3,2%, Nokian – 3,1% и т.д. (согласно данных ввоза шин в период с 1 января по 31-е августа). Кстати, в прошлом году эти торговые марки имели иные доли рынка и располагались в другой очередности. На нынешнее изменение позиций явно повлияли условия работы в условиях Covid-19.
Помимо шин всех известных брендов премиум, медиум и бюджетного классов последние годы в Украину завозится множество китайских моделей. Эти шины вместе с другими малоизвестными брендами входят в те 28%, которые в статистике относятся к сегменту «другие». В этом году в Украину были ввезены китайские шины 45-ти (!) брендов. Их доля в 2020 -м по сравнению с 2019-м годом снизилась с 21,9 до 21,3%.
Бизнес-карты
С точки зрения бизнеса, в очень сложной ситуации оказались оптовые продавцы шин, которым нужно закупать продукцию в больших объемах. Из-за Covid-19 произошли изменения в работе зарубежных шинных заводов – временного приостановления производства, снижения возможностей логистической сферы, нехватки сырья для изготовления шин и т.д., поэтому в целом снизились объемы производства. Из-за этого шины отгружаются с большими задержками. И как следствие – к сезону массовых закупок шин «розницей», у оптовиков возникают проблемы с ассортиментом. А если шины приезжают с большим запаздыванием, они остаются не реализованными, хранятся на складах до следующего сезона. При этом замораживаются огромные финансовые средства. Чтобы избежать этого, нужно искать альтернативных поставщиков, которые располагаются максимально близко.
Другая проблема – наша отечественная валюта в последние месяцы заметно «просела», поэтому стоимость импортных шин в гривне пропорционально выросла. В сегменте шин премиум-брендов это не сыграет большой роли в позиционировании на рынке. Но совсем другая ситуация будет в медиум- и бюджетном классах шин, где серьезным игроком являются шины торговых марок Rosava и Premiorri. Их делают в Белой Церкви, соответственно на их стоимость курсы валют влияют в разы меньше, чем при поставках шин из-за рубежа. Поэтому по информации экспертов украинские шины имеют более привлекательную цену.
В сложной ситуации часто оказываются те, кто завозит шины «no nime», особенно китайского производства. Без дорогостоящей рекламной и информационной поддержки такой продукции в СМИ и других источниках информации реализовывать ее очень сложно. Распознаваемость таких брендов близка к нулю, а штамп на боковине made in china отталкивает многих потенциальных покупателей, для которых важен ценовой фактор.
В то же время, намного легче продаются те шины, производители которых самостоятельно работают над продвижением и повышением распознаваемости их изделий. В сегменте премиум-шин это делают – Continental, Goodyear, Michelin, Nokian. В медиум-классе активным продвижением шин занимаются единицы. Среди них – отечественный производитель шин – Белоцерковский завод. Собственно, торговая марка Rosava известна еще с советских времен и в особой рекламе не нуждается. В тоже время благодаря мощным рекламным и информационным кампаниям за последние пять лет автовладельцы Украины достаточно много узнали о современных шинах торговой марки Premiorri, которые в Белой Церкви выпускают изначально как бренд, который планировали реализовывать на европейском рынке. Уже достаточно большая линейка типоразмеров шин этой марки, включая модели для бизнес-авто, позволяет удовлетворить запрос широкой аудитории автовладельцев.
Почему лидирует Украина
Возвращаясь к долям на рынке шин, проанализируем лидерство на рынке шин продукции украинской шинной компании. На это повлияло множество факторов. Во-первых, ценовой фактор. Эти шины имеют доступную цену, которая в наименьшей степени колеблется при скачках на валютном рынке.
Во-вторых, ассортимент легковых шин белоцерковского завода, включая модели и типоразмеры, уже охватывает очень большую «аудиторию» марок и моделей автомобилей, начиная еще с изделий советского автопрома и заканчивая последними моделями иномарок всех классов. Эти шины, кстати, уже часто можно встретить и на автомобилях премиум класса. Возможно не последних поколений, но все же – владельцы моделей этих марок не будут ездить на чем попало.
В-третьих, технологический скачек на производственных площадках белоцерковского завода позволил делать современные шины. Как показывают результаты шинных тестов, последние модели шин Rosava и Premiorri по своим свойствам являются серьезными конкурентами шин медиум-класса. В тоже время шины из их ценовой группы – в основном китайские, в тестах ведущих европейских автомобильных СМИ (например, Auto Bild) попросту дисквалифицируются из-за плохих тормозных свойств на мокром асфальте.
Кто дает гарантию
Интересная ситуация сложилась и с гарантийными обязательствами на шины, которые берут на себя поставщики и производители. Состояние наших дорог далеко от идеала, поэтому на будь какие нестандартные условия предоставления гарантии идут единицы. Например, в сегменте более дорогих шин такой сервис есть у компании Nokian Tyres, которая предоставляет расширенную Hakka-гарантию, а в медиум-сегменте подобные обязательства берет на себя Белоцерковский производитель шин, который также дает расширенную гарантию Premiorri-Assistance.