«Автоцентр» видел шину, которая не боится гвоздей
На выставке-форуме автотехнологий будущего Michelin Challenge Bibendum-2011, прошедшей 18 – 22 мая в Берлине, компания Michelin показала саморемонтирующуюся легковую шину. Обозреватель «Автоцентра» собственными глазами видел, как обутое в новинку колесо проезжает по нескольким шипам 20-миллиметровой длины – и как ни в чем ни бывало, едет дальше.
Звук сопротивляющейся разрушению, а затем рвущейся резины, сопровождал наезд колеса на каждый из трех последовательно расположенных шипов. Он не оставлял сомнений в том, что шина повреждена, однако шипения выходящего воздуха затем не следовало – даже кратчайшего. Замеры давления в шине электронным манометром до и после испытания подтвердил: шина не потеряла ни одной десятой доли атмосферы давления.
Секрет самовосстанавливающегося колеса – в особом эластичном клеящем слое толщиной 2 мм, которым покрыта внутренняя поверхность покрышки. Изобретенная химиками Michelin смесь мгновенно перекрывает прокол, образовавшийся в протекторе. Водитель даже не узнает о том, что «поймал» гвоздь или иной острый предмет.
Одна из главных проблем, решенных авторами инновационного продукта при создании рецепта смеси – обеспечение удержания ее ровным слоем на стенках покрышки во время стоянки машины. Этот вопрос был успешно решен. Ноу-хау испытано в условиях самых разных стран и температур, от южного климата до Заполярья.
Максимальный диаметр отверстия, которое шина может «отремонтировать» самостоятельно – 6 мм, обычно этого бывает более чем достаточно. По данным разработчиков, в 98 % случаев прокола диаметр «пробоины» не превышает 5 мм. К сожалению, самозатягивающейся суперсмесью не защищена боковина покрышки, но по статистике того же Michelin в 95 % случаев повреждения шины приходятся именно на протектор.
Новация несколько удорожит шину, однако, скорее всего, не существенно, поскольку по информации инженеров со стенда компании Michelin на берлинском форуме, серьезных изменений в техпроцесс производства в связи с внедрением новинки не предвидится – добавится лишь операция по нанесению клеящего состава.
Известно также, что вес шины вырастет ориентировочно на 1 кг – притом, что на ставших ненужными «запаске», домкрате и узлах их крепления можно будет сэкономить порядка 30 кг веса и 80 л полезного объема. Специалисты Michelin уже подсчитали, что экономия топлива от снизившейся массы машины принесет снижение выбросов двуокиси углерода на 1,9 г /км. Саморемонтирующиеся шины, чья инновационность закреплена в 15 патентах, выйдут на рынок ориентировочно через 2-4 года. Очевидно, с той поры традиционное отечественное пожелание «ни гвоздя, ни жезла!» несколько упростится.