Выбираем автомобиль
Компоновка автомобиля. С начала века классикой является переднее расположение силового агрегата (двигатель со всем приданым, сцепление, коробка передач) – карданная передача к заднему мосту – главная передача в блоке с задним ведущим мостом при зависимой подвеске задних колес. При очевидной простоте такая компоновка характеризуется рядом недостатков: механика занимает все пространство под машиной, карданный вал требует продольного туннеля в днище и велика опасность погнуть его о какую-нибудь неровность, над задним мостом приходится располагать поперечный туннель, проблематична желательная по современным меркам независимая подвеска задних колеса также поперечное расположение двигателя, неизбежны конические или гипоидные передачи, предъявляющие повышенные требования к трансмиссионным маслам.
Компоновка автомобиля. С начала века классикой является переднее расположение силового агрегата (двигатель со всем приданым, сцепление, коробка передач) – карданная передача к заднему мосту – главная передача в блоке с задним ведущим мостом при зависимой подвеске задних колес. При очевидной простоте такая компоновка характеризуется рядом недостатков: механика занимает все пространство под машиной, карданный вал требует продольного туннеля в днище и велика опасность погнуть его о какую-нибудь неровность, над задним мостом приходится располагать поперечный туннель, проблематична желательная по современным меркам независимая подвеска задних колеса также поперечное расположение двигателя, неизбежны конические или гипоидные передачи, предъявляющие повышенные требования к трансмиссионным маслам.
Передний привод решает многие из компоновочных проблем: двигатель естественным образом встает поперек, главная передача в блоке с коробкой передач могут работать на обычных моторных маслах, днище может быть плоским от педалей управления до заднего бампера, задний мост может быть решен как угодно конструктору. Платой за это являются передние полуоси (гранаты), представляющие на современных автомобилях сложное и дорогое устройство, а также увеличенный радиус разворота автомобиля и некоторые сложности обслуживания механики, практически полностью сконцентрированной под укороченным капотом. Переднеприводная машина, по сравнению с «классикой», доставит механику немало скорби, хотя искусство конструктора может существенно смягчить ситуацию.
Автомобили с постоянным приводом на все колеса не очень часты и обычно представлены джипами, хотя есть и дорожные 4×4 (Audi, Ford и т.д). Кроме улучшенной проходимости, которая достигается не столько полным приводом, сколько наличием блокирующихся дифференциалов, не позволяющих одному из колес проворачиваться без участия остальных, эти машины гораздо лучше держат дорогу на скорости, чем классика или переднеприводные. Именно неотключаемый полный привод позво-1яет нормально перемещаться Ниве, имеющей соотношение колея/база, 1епригодное для другой компоновки. Ге владельцы Нив, которые ввиду поломок были вынуждены отказаться от полного привода, уже побывали в канавах. Переходным вариантом между классикой и полным приводом являются джипы с отключаемым передним мостом, и типичным представителем этой группы служит УАЗ. Эти машины с отключенным передним мостом ведут себя точно так же, как классики. Обратное также справедливо, а примером является ЛуАЗ с отключаемым задним мостом. И все-таки, рядовой покупатель, скорее всего, должен будет выбирать между классикой и передним приводом. Как ведут себя эти машины в движении? Разница проявится на скользкой дороге. Классик, а в еще большей мере автомобиль с задним расположением силового агрегата – Запорожец, Volkswagen, «Жук», Porsche, болид Формулы 1,- очень скоро продемонстрируют водителю, что такое занос задней оси. Заносом вообще называется скольжение колес поперек плоскости вращения, а причиной его является закон Ньютона, согласно которому в отсутствие действия сил тело движется прямолинейно и равномерно. Отсутствие сил наступает при недостаточном коэффициенте трения резины о скользкую дорогу, а прямолинейность проявляется в нежелании некоторой части автомобиля проходить поворот в соответствии с замыслом водителя. Итак, занос задней оси приводит к тому, что задняя часть автомобиля продолжает двигаться прямо, в то время как перед уже направлен в поворот, что приводит к началу вращения автомобиля вокруг приблизительно середины передней оси. Технику вывода из заноса и движения в управляемом заносе мы сейчас рассматривать не будем (читайте позже),однако отметим, что для заднеприводных машин занос задней оси является повседневным явлением при зимней езде. На переднеприводной машине, особенно с шипованной резиной, можно отъездить несколько зим, не ведая о заносе задней оси: по образному выражению одной из статей в «За рулем», переднеприводная машина идет за передними колесами «как нитка за иголкой». Зато уж если ее понесет, удержать будет намного сложнее, чем классику. Переднеприводную машину следует аккуратно водить круглый год и не думать ни о каких заносах – лишь одно следует помнить: плавно прибавляйте газу в поворотах и берите чуть-чуть круче рулем, поскольку на скользкой дороге переднеприводной автомобиль немного спрямляет. Этот вариант особенно подойдет милым дамам и вообще всем, кто хочет много и постоянно ездить, не изображая «дядю-гонщика».
Какой выбрать тип кузова – это, как говорится, дело хозяйское. Если автомобиль для Вас не будет «багажником на колесах», т.е. не планируется ежедневно возить мешки, холодильники и т.п., то Ваш выбор – седан. Универсал – машина хотя и коммерческая, позволяет возить не только грузы, но и людей. Хотя комфорт пассажиров при этом, особенно на заднем сидении, как правило, хуже, чем в седане. Кроме того, имеет место несколько повышенный шум в салоне и более жесткий ход – подвеска в таких автомобилях усиленная. Хэтчбэк – это что-то среднее между седаном и универсалом. Практически, это удобный седан, трансформирующийся, при необходимости, в приспособление для перевозки холодильника. Для семейных выездов, а также для бизнес-поездок, как правило, используют микроавтобус. Хотя в последнее время все чаще применяются вэны, обладающие при объемах автобусов комфортом легкового автомобиля.
Три двери или пять? Пожалуй, к достоинствам трехдверных можно отнести только более скромную цену и упрощенную конструкцию кузова, предполагающую меньшую вероятность поломок. Во всем же остальном, включая комфорт, предпочтение, видимо, следует отдавать конструкции с максимальным количеством дверей (4, 5). Однако, если Вы планируете ездить большую часть времени с одним пассажиром, а задние сидения использовать изредка – выберите трехдверник и у Вас не будет лишних проблем с поломкой дополнительных замков, петель и стеклоподъемников.
Выбор между механической и автоматической коробкой передач – это вопрос сложный и в рамках данной статьи мы не будем его рассматривать. Этому уже посвящено много публикаций в различных автомобильных изданиях, а в одном из ближайших номеров «АВТОЦЕНТРА» мы предложим Вам анализ этих материалов.