X

Впрыск без загадок

Уже более трех лет карбюратор на модели «АвтоВАЗа» не устанавливают – их нет даже под капотом «классики». На переднеприводниках «карб» исчез лет семь назад. Между тем многих автомобилистов вазовский впрыск пугает. Стоит ли его бояться?

Уже более трех лет карбюратор на модели «АвтоВАЗа» не устанавливают – их нет даже под капотом «классики». На переднеприводниках «карб» исчез лет семь назад. Между тем многих автомобилистов вазовский впрыск пугает. Стоит ли его бояться?

Уже более трех лет карбюратор на модели «АвтоВАЗа» не устанавливают – их нет даже под капотом «классики». На переднеприводниках «карб» исчез лет семь назад. Между тем многих автомобилистов вазовский впрыск пугает. Стоит ли его бояться?

Впрысковая система питания состоит из различных исполнительных узлов (бензонасоса, форсунок, клапанов и т. д.) и блока управления, получающего информацию о состоянии всех систем от датчиков. Поэтому проблемы с впрыском возможны только из-за отказа электронных компонентов или вследствие применения некачественного топлива, выводящего из строя электромеханическую часть.

Бояться отказа датчиков в пути не нужно – двигатель не запустится лишь в случае выхода из строя датчика положения коленчатого вала (ДПКВ). Именно его можно держать в запасе в комплекте ЗИП. Во всех остальных ситуациях двигатель сохранит работоспособность, пусть и ценой увеличения расхода топлива и перехода в аварийный режим работы. Более того, даже если датчик находится на грани выхода из строя, но его показатели – в заданных пределах, то блок управления двигателем будет корректировать работу всех систем до последнего. Конечно, в случае поломки регулятора холостого хода (РХХ) или датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) обороты значительно поднимутся, и мотор будет работать неровно, но до места ремонта доехать можно. Отказ же некоторых датчиков – например, датчика фаз вообще никак не влияет на характеристики двигателя.

Сheck engine

Хуже всего, если водитель не знает, по какой причине загорелся индикатор check engine – ведь иногда это означает, что блок управления просто не может добиться требуемой смеси из-за низкого качества топлива. В этом случае контроллер может выдавать ошибки пропусков воспламенения и даже датчика детонации, сообщающего о том, что у ЭБУ не «получается» заставить работать двигатель под нагрузкой без детонации.

Хорошее подспорье для водителя – дополнительно установленный бортовой компьютер с системой диагностики, который подключается к той же колодке, что и диагностический мотор-тестер на СТО. Он способен не только выдавать коды ошибок, но и расшифровывать их, что экономит время и деньги – например, в случае с датчиками достаточно приобрести новый и заменить неисправный.

Дополнительно установленный борткомпьютер предоставляет водителю множество информации и даже указывает на неисправности в электронных системах.

Изменить характеристики мотора или перенастроить его для работы на газе можно путем чип-тюнинга.

Бензонасос

Если двигатель не запускается вообще, причина может быть в электробензонасосе. Его отказ характерен для машин тех водителей, которые злоупотребляют ездой на «сухом баке», то есть с минимальным количеством бензина. Обычно при включении зажигания раздается хорошо слышное жужжание, свидетельствующее о том, что насос поднял давление в рампе до нужного уровня. Если насос при включении зажигания не издает вообще никаких звуков, необходимо проверить предохранитель, расположенный в районе консоли или нижней части панели приборов. Дальше нужно «прозвонить» цепь, убедившись, что на насос поступает напряжение. Для этого требуется откинуть заднее сиденье и в момент включения зажигания проверить, есть ли напряжение в разъеме насоса. Проверить же сам насос легче всего, просто подав на него «плюс» прямо с вывода АКБ. Отказавший бензонасос придется снять, причем на первых впрысковых «Самарах» для этого понадобится демонтаж бензобака. У машин более поздних годов выпуска доступ к бензонасосу из салона – под задним диваном.

Случается, что насос вроде бы работает, но не развивает достаточного давления в рампе, из-за чего двигатель не запускается. Для проверки давления в рампе моторов ВАЗ в ней предусмотрен специальный штуцер (у шестнадцатиклапанных агрегатов и «классики» доступ к нему затруднен другими узлами). Исправный бензонасос должен развивать 2,8-3,5 бар, а производительность его составлять не менее литра топлива в минуту. Для ее проверки необходимо снять патрубок «обратки» и погрузить его в мерную емкость. При этом нужно помнить, что иногда давление в рампе падает не из-за насоса, а вследствие засорения топливного фильтра – особенно, если его давно не меняли. Ведь некоторые владельцы даже не подозревают о том, что в районе бензобака предусмотрен фильтр, требующий периодической замены при плановом техническом обслуживании.

В целом инжекторная система питания Lada оказалась достаточно надежной и не уступает многим конкурентам.

Электрика

Проблемы с работой системы питания возникают и в случае перетирания какого-либо провода в моторном отсеке и его замыкания на массу. При этом могут перегорать разные предохранители, в том числе и бензонасоса.

«Виновниками» также бывают регулятор давления или форсунки впрыска. Их можно промыть, хотя на старом двигателе эти детали стоит заменить новыми. Делать это лучше на специализированной СТО, где есть возможность проверить не только герметичность форсунок, но и определить, насколько эффективно они падают и распыляют топливо.

Неисправность системы улавливания паров бензина (адсорбера) не сказывается на работоспособности двигателя, но влияет на комфорт, ведь в салон проникает запах бензина. В этом случае сначала необходимо осмотреть сам адсорбер и патрубки системы, после чего проверить электромагнитный клапан, подав на него питание от АКБ. Щелчок клапана свидетельствует о его исправности. Несмотря на то что система впрыска топлива требует наличия некоторого оборудования (в первую очередь, диагностического), ее эксплуатация и ремонт при минимальном понимании принципа работы оказываются даже проще, чем карбюратора.

Слабые места

Форсунки «девятки», как и у всех впрысковых моторов, нуждаются в чистке  каждые 70–100 тыс. км.

Регулятор холостого хода иногда закоксовывается, поэтому требует чистки клапана.

Катализатор на нормальном бензине ходит больше 100 тыс. км, а лямбда-зонд может прослужить и больше рекомендованного для замены пробега – 70 тыс. км.

Бензонасос спрятан под задним сиденьем. Его фильтр грубой очистки также необходиaмо периодически промывать или заменять инжекторы.

Олег Полажинец
Фото из архива редакции