X

Восстановленные детали: По второму кругу

Не все знают, что даже на самой серьезной СТО взамен отказавшего узла на машину клиента могут установить… «бывший в употреблении» агрегат. Причем – официально и законно. Да еще предложат на него гарантию.

Не все знают, что даже на самой серьезной СТО взамен отказавшего узла на машину клиента могут установить… «бывший в употреблении» агрегат. Причем – официально и законно. Да еще предложат на него гарантию.

Не все знают, что даже на самой серьезной СТО взамен отказавшего узла на машину клиента могут установить… «бывший в употреблении» агрегат. Причем – официально и законно. Да еще предложат на него гарантию.

О повторном использовании изношенных узлов и деталей производители автомобилей и комплектующих задумались еще тридцать лет назад. С тех пор многие из них создали собственные программы восстановления, ремонта и продажи такой продукции. Одновременно с первыми официальными поставками иномарок эти проекты стали внедрять и в Украине.

Благодаря данным программам потребитель за невысокую цену получает качественный работоспособный узел, отремонтированный с использованием фирменных комплектующих, руками квалифицированных мастеров и на специализированном оборудовании.

При желании клиент сам может выбрать себе такую запчасть, как и новую, по каталогу. Чаще всего это специальный каталог, посвященный исключительно «возрожденным» изделиям (Bosch, Seik), иногда же такие детали включают в общий каталог запчастей, где их помечают особым знаком. Например, у Bosch это индекс BX, у американских марок – Reman, у VW – литера X в маркировке по каталогу (отсюда второе название восстановленных изделий – «иксовые»). Большинство отреставрированных деталей продается через сервисные центры, но, в принципе, этот товар можно заказать и в магазине, который сотрудничает с дилером соответствующей марки.

Глазами клиента

Обычно клиент очень удивляется, узнав, что на его машину монтируют не новый узел. Причем узнает об этом он совершенно случайно, а может и не узнать вовсе. Да и какая ему разница? Ведь СТО отвечает за результат, а гарантия на установленное изделие дается одинаковая, независимо от «биографии» применяемых комплектующих. Внешне узлы не отличаются между собой – оба выглядят, как новые; правда, действительно новое оригинальное изделие стоит на 30 – 50% дороже.

Покупая «иксовую» деталь, владелец должен оставить ремонтникам демонтированный изношенный узел. Впрочем, некоторые дилеры этого не требуют, однако восстановленный узел в этом случае обойдется клиенту значительно дороже.

Программы продажи восстановленных изделий работают по всему миру, независимо от государственных границ. Причем большинство зарубежных автомобилистов чаще всего вообще не интересуются происхождением комплектующих, поскольку для них важен результат – безотказная работа автомобиля. К сожалению, из-за сложностей таможенного оформления старых узлов в Украине программы восстановления ограничены или не работают вовсе.

Кому это выгодно

Фирмам, развивающим программы по восстановлению запчастей (в том числе и производителям автомобилей), эти проекты выгодны прежде всего экономически. Они получают деньги за свои новые комплектующие для ремонта узла, за работу своих мастеров плюс еще один старый узел в придачу! При этом удерживают клиента, который получает возможность приобрести более дешевые запчасти.

К слову, некоторые производители комплектующих (например, Bosch) ремонтируют не только то, что произвели сами, но и аналогичные узлы, выпущенные конкурентами. Существуют также компании, специализирующиеся исключительно на сборе изношенных узлов, их восстановлении и реализации (например, немецкое предприятие Seik GmbH).

Наконец, программы восстановления – это уступка промышленников экологам. Природоохранное законодательство развитых стран Европы требует от производителей утилизировать выпущенные ими товары, когда они отживут свое и станут ненужными потребителям. Стандарт ISO требует, чтобы еще на этапе проектирования конструкторы предусмотрели возможность утилизации изделия. А «возрожденные» и повторно проданные изделия не требуют утилизации.

Кругооборот

Превращение изношенного изделия в восстановленное начинается на СТО, где извлеченный из-под капота отказавший узел изучают визуально. При отсутствии повреждений, не поддающихся ремонту, его отправляют местному дилеру соответствующей марки. От дилера изделие попадает на один из ремонтных заводов, где в ходе дефектовки специалисты выносят окончательный вердикт: можно восстановить узел или нет. Некоторые производители требуют, чтобы все передвижения изношенной детали от СТО к ремонтному конвейеру производились в специальной фирменной упаковке – той самой, в которой на СТО пришла восстановленная деталь для автомобиля клиента.

Процесс реставрации начинается с дефектовки узла. Причем выбраковке подлежат все, имеющие малейшие отклонения от параметров аналогичных новых – даже если деталь еще работоспособна. Только в этом случае впоследствии можно гарантировать безотказную работу изделия в целом. Во имя этой же цели на таких заводах, как правило, тестируется каждое выпускаемое изделие – в то время как технология производства новых агрегатов порой предусматривает лишь выборочную проверку.

Кроме приведения в соответствие с техническими параметрами, агрегату возвращают товарный вид – чистят, красят, заменяют крепеж. В результате восстановленное изделие визуально не отличается от нового, поэтому для идентификации некоторые производители ввели специальные бирки.

Ассортимент

Восстановить можно не все узлы автомобиля. Некоторые из них (например, пластиковую облицовку, бамперы) ремонтировать нерентабельно – их дешевле переработать, а полученные вторичные материалы частично использовать при изготовлении новых изделий. То же касается и стартерных аккумуляторных батарей. Зато, по данным представителей некоторых европейских брендов, более половины устанавливаемых в их дилерских центрах рулевых реек, водяных насосов и насосов гидроусилителей получены с ремонтных заводов.

В Украине иногда применяются и крупные восстановленные агрегаты: перебранные на «исторической родине» моторы, коробки передач (особенно автоматические). Совсем редко покупают восстановленные за границей стартеры и генераторы: рабочая сила у нас дешевая, так что ремонт электромеханики можно произвести на месте.

«Сгоревшие» электронные блоки не всегда поддаются ремонту даже в лабораториях отечественной «оборонки», но на специализированных заводах за границей их возвращают к жизни, полностью заменяя печатную плату с элементами. Имеет смысл применять и отреставрированные щитки приборов, расходомеры воздуха – устройства дорогие, но в принципе несложные.

 Решение по месту

За восстановление узлов иномарок нередко берутся в небольших отечественных мастерских. Специалисты некоторых из них применяют высококачественные ремонтные материалы и детали. По отзывам пользующихся их услугами автовладельцев, реставрированные шаровые опоры и наконечники рулевых тяг служат приемлемый срок. То же можно сказать о рулевых рейках, стартерах, генераторах, турбинах, бензонасосах, ТНВД.

 Техническая суть

В любом механизме одни детали изнашиваются раньше (уплотнения, подшипники, шестерни и другие пары трения), а другие не изнашиваются в принципе (корпуса, крепеж, валы). Глупо заменять весь узел, если как минимум половину его составляющих можно использовать повторно.

Это давно поняли отечественные кулибины, которые успешно разбирают и реанимируют считающиеся неремонтопригодными узлы иномарок – амортизаторы, рулевые рейки, бензонасосы, форсунки и даже целые моторы (например, многолитровые «движки» BMW и Audi). По сути, тем же занимаются и многие крупнейшие автопроизводители, а также специализированные фирмы – только в заводских условиях, по собственным стандартам и технологиям.

Теоретически надежность восстановленных узлов ниже, чем новых. Но согласно теории надежности сложных систем (есть такая наука) вероятность поломки возрастает настолько незначительно, что в отношении каждого конкретного автомобиля ею можно пренебречь. То есть вероятная неисправность не проявится за оставшийся срок службы машины.

 Табу

Восстановленная деталь никогда не попадет на сборочный конвейер автозавода или завода по производству комплектующих. С другой стороны, в Америке есть целый перечень агрегатов, которые не поступают на СТО дилеров новыми, – например, автоматические коробки передач. Там считается, что их качественный ремонт возможен только в заводских условиях, поэтому на приехавшей в ремонт машине заменяется сразу весь агрегат.

Дилерам некоторых европейских марок не рекомендуется ремонтировать определенные узлы – производитель обязывает заменять их в сборе. В частности, это касается гарантийных КПП новых моделей.

 Номенклатура восстановленных комплектующих некоторых марок*
ДвигательBMWBoschGM (США)FordOpel**VW-Group
+++++
Головка блока цилиндров
+++++
Турбина++++
ТНВД++++++
Форсунки+++++
Насос вод.+++
КПП+++++
Рулевой мех.+++++
Насос гидроусилителя руля++++
Суппорт торм.++++
Генератор++++++
Стартер++++++
Электрон. блоки++++
* Данные могут распространяться не на все модели указанных производителей
**В настоящее время программа в Украине не работает

Игорь Широкун
Фото Владислава Бойко и Bosch

Редакция благодарит представительство Роберт Бош Лтд. и кандидата технических наук Александра Меланьина за помощь в подготовке материала