Устойчивость и управляемость автомобиля на зимних дорогах зависит от многих факторов: состояния тормозной системы, рулевого управления, ходовой, шин и т. п. Поэтому уже сейчас необходимо проконтролировать исправность этих систем, иначе в разгар зимы могут возникнуть проблемы.
Устойчивость и управляемость автомобиля на зимних дорогах зависит от многих факторов: состояния тормозной системы, рулевого управления, ходовой, шин и т. п. Поэтому уже сейчас необходимо проконтролировать исправность этих систем, иначе в разгар зимы могут возникнуть проблемы.
| | Устойчивость и управляемость автомобиля на зимних дорогах зависит от многих факторов: состояния тормозной системы, рулевого управления, ходовой, шин и т. п. Поэтому уже сейчас необходимо проконтролировать исправность этих систем, иначе в разгар зимы могут возникнуть проблемы. |
Акселератор
Как ни странно, на управляемость может повлиять работа привода дроссельной заслонки и настройки карбюратора (инжектора). Неисправности, которые приводят к резким ускорениям (рывкам) при движении, в гололед могут способствовать потере контроля над автомобилем, а точнее заносам и сносам. При наличии таких проблем с системой питания лучше обратиться к соответствующим специалистам. А тем, кто на лето готовил свои машины для динамичной езды, рекомендуем перенастроить топливную аппаратуру под более спокойный стиль вождения.
Тормоза
На льду и укатанном снегу в первую очередь видны огрехи в работе тормозной системы. Малейшие запаздывания в срабатывании механизма какого-либо колеса сразу же сказываются на курсовой устойчивости автомобиля при торможении – возникает занос. Поэтому до выпадения снега необходимо проверить эффективность работы механизмов каждого из колес. Сделать это можно как самостоятельно, проконтролировав моменты блокирования колес при экстренном торможении (по тормозному следу), так и на диагностическом стенде. Последний вариант позволяет оценить величину тормозного усилия на каждом колесе. Разные тормозные усилия могут быть обусловлены несколькими причинами – состоянием тормозных колодок, неравномерным износом дисков (барабанов) и их деформацией, использованием на одной оси колодок разных производителей, подклиниванием поршеньков рабочих цилиндров, коррозией направляющих колодок (суппортов) и механизма стояночного тормоза. Соответственно, если есть проблемы с тормозами, нужно проверить функционирование этих составляющих.
АКП
При наличии автоматической трансмиссии (АКП) в зимнее время желательно переключать ее в режим winter (зима) или «эконом» (если таковые имеются). При этом ступени переключаются на более низких оборотах, чем исключается передача на ведущие колеса (при переключении) большого крутящего момента, способного стать причиной заносов. Если «автомат» адаптивный, нужно плавнее нажимать на газ, чтобы АКП перешла на режим более «спокойных» переключений. Однако зимний режим в мороз лучше не использовать. Если дорога сухая, в этом нет необходимости.
Подвеска
Характер сцепления шин с дорогой зависит и от эффективности работы подвески – прежде всего амортизаторов. Если на неровностях они не препятствуют колебаниям колес в вертикальном направлении, это приводит к плохому сцеплению шин с дорогой. Поэтому малейшие боковые силы (вызванные порывом ветра или резким маневром) при проезде неровностей могут вызвать снос или занос автомобиля. Проверять эффективность работы амортизаторов лучше на специальном вибростенде.
Шины
Шины в наибольшей степени отвечают за устойчивость на зимних трассах. Именно они контактируют с поверхностью дороги. Сцепные свойства шин на разных зимних покрытиях зависят от многих факторов – свойств резины протектора, особенностей его рисунка, наличия шипов, температуры окружающей среды.
Чтобы резина оставалась эластичной в мороз, производители вводят в ее состав специальные компоненты (например силику). Эластичность резины позволяет шинам вжиматься в любые микронеровности – в поверхностной структуре асфальта, укатанного снега или льда. Это повышает сцепные свойства.
Крупные и мелкие канавки в рисунке протектора отвечают за удаление из места контакта снега, воды и грязи, т. е. от них зависит устойчивость к аквапланированию. Многочисленные прорези в блоках протектора (ламели) обеспечивают цепкость на льду и снегу. При движении блоки деформируются в продольном направлении, в результате чего в контакт с поверхностью дороги входят острые кромки ламелей. И чем их больше, тем лучше цепкость протектора. Однако существует одно «но» – обилие ламелей снижает жесткость блок-шашек, а это отрицательно влияет на управляемость и устойчивость автомобиля на высоких скоростях.
Если у вас нет результатов теста шин или предлагаемая модель вообще не протестирована, при выборе зимней резины руководствуйтесь вышеописанными свойствами.
Нужно помнить и о том, что все колеса зимой должны быть «обуты» в одинаковые и равномерно изношенные шины. Иначе разница в сцепных свойствах колес с разным рисунком при маневрировании на зимней дороге может стать причиной сносов и заносов.
Рулевое
Люфты в рулевом, неправильные углы установки колес влияют на характер контакта протектора шины с дорогой, соответственно и сцепные свойства. Зимой это особенно актуально, так как на скользкой дороге даже малейшее ухудшение цепкости может привести к потере управляемости автомобиля. Поэтому перед зимним сезоном нужно проверить углы установки колес, а рулевой механизм – на наличие люфтов. При необходимости следует отрегулировать развал-схождение, а изношенные узлы заменить. Если диски деформированы, их нужно «отрихтовать» на специальном стенде. Иначе правильно установить углы не удастся.
Итог
Не стоит тянуть время – уже сейчас автовладельцам необходимо провести тщательную диагностику ходовой части и тормозной системы. Сделать это можно на линиях инструментального контроля, которыми оснащены многие фирменные СТО, а также станции диагностики при МРЭО.
Юрий Дацык
Фото BMW, Audi и Андрея Яцуляка