X

Тянуть нечем!

Испытания восьми буксировочных тросов, доступных в украинских магазинах и на рынках, показали, что они не отвечают заявленным характеристикам.

Испытания восьми буксировочных тросов, доступных в украинских магазинах и на рынках, показали, что они не отвечают заявленным характеристикам.

Испытания восьми буксировочных тросов, доступных в украинских магазинах и на рынках, показали, что они не отвечают заявленным характеристикам.

Правилами дорожного движения предписано в каждой машине иметь буксировочный трос длиной от 4 до 6 м. Для испытаний отбираем тросы заявленной «грузоподъемностью» 2–5 т. Именно их покупают владельцы легковушек.

Испытания проводились с помощью специального оборудования в сертифицированной лаборатории.

Выбор материала, из которого они изготовлены, сегодня невелик – металлические или из синтетического сырья. Металлические тросы делают из скрученных проволок, количество и метод связки которых определяют его свойства, в том числе и гибкость. По сравнению с синтетическими тросами гибкость металлических, надо сказать, не ахти какая. При разрыве можно очень сильно пораниться о проволоку и машину «покалечить». Из синтетических чаще всего встречаются нейлоновые и поливинилхлоридовые тросы, выполненные в виде лент.

Внешний осмотр

Тестируемые образцы Научно-исследовательский центр независимых потребительских экспертиз «Тест» закупал* в специализированных магазинах, на рынке и в супермаркетах. Для испытаний удалось найти изделия 8 марок стоимостью 24–42 грн., одно из которых отечественное (ЧП «Ткач»), 4 привезены из Китая («Аутолайн Интернешнл», а также металлический, синтетический и эластичный тросы под одной маркой – AUTO practic), происхождение остальных неизвестно (King Tools, King company, Stand Upright). Кстати, отсутствие всей необходимой для потребителя информации на упаковках стало первым неприятным открытием при знакомстве с товаром. Так, на изделии с названием King company не указаны производитель и координаты представительства в Украине, нет инструкции и данных о сроке хранения и дате изготовления. Ничего на доступном языке не нашли о King Tools и Stand Upright. У последнего изделия, а также на тросе AUTO practic не указана длина. Зато у «Аутолайн Интернешнл» – максимум информации, включая инструкцию по эксплуатации (не хватает только координат представительства в Украине). Упаковка не так важна для троса, как его функциональные способности, но все-таки тканевый чехол на молнии, как у «Аутолайн Интернешнл», – явная забота о покупателе. Удобным вариантом упаковки можно считать и пластиковый пакет на кнопках King Tools, King company и металлического варианта AUTO practic. Хорош также плотный пластиковый мешочек с ручками у синтетического троса AUTO practic. Трос ЧП «Ткач» просто перевязан ниткой – благо, этикетка с информацией к нему примотана.

Шов самого короткого (3,2 м) троса даже на глаз не внушал доверия. Именно он и подвел – всего на 366 кг. Таким тросом только велосипед тянуть.

Возможно, положенные 2 тонны «трос-лента буксирная» King company и выдержала бы. Но уже при 643 кгс разогнулось стальное кольцо, соединяющее шнур с карабином. Еще немного – и то же случилось бы со вторым карабином.

Китайский «Аутолайн Интернешнл» оснащен светоотражающими флажками. Петля разорвалась по шву при 1500 кгс при заявленной нагрузке в 3000 кг. Один из лучших результатов на фоне конкурентов.

Трос букcировочный «ЧП Ткач» сделан в Житомире. Уже при 1141 кгс на одном из карабинов сломалась заклепка фиксатора, что и привело к дальнейшему его разгибанию.

Эластичный «AUTO practic» растягивается, растягивается, растягивается… Уже на 500 кгс в середине троса лопаются резинки. Но виной разрушения стали не они – при 1087 кгс трос
обрывается возле крепления.

У синтетического пятитонного троса «AUTO practic» при 1567 кгс в месте крепления крюка лопнули волокна. Лучший результат из тестируемых.Крюки в процессе испытаний разогнулись с обеих сторон.

Металлический трос «AUTO practic» длиной всего 3,5 м выглядел очень внушительно. Но на 1189 кгс (заявленный вес 5 т) стальные проволки в месте крепления крюка треснули.

На Stand Upright ни на одном доступном языке не указано, что это за изделие. Трос без флажков, рассчитанный на 3 т, порвался по шву уже при 606 кгс.

Практические испытания

Трос может быть назван буксировочным только со специальными флажками. Таковы требования Правил дорожного движения (п. 23.3 и 30.5): «При гибком соединении соединительное звено (трос) через каждый метр обозначается сигнальными щитками или флажками». Они должны быть размером 200х200 мм с нанесенными на них по диагонали чередующимися красными и белыми полосами из светоотражающего материала шириной 50 мм. К сожалению, такие флажки мы обнаружили только на одном из 8 протестированных тросов – «Аутолайн Интернешнл». А ведь их наличие напрямую связано с безопасностью буксирования, особенно в темное время суток и на перекрестках.

Длина буксировочного троса также влияет на безопасность. Она оговорена в правилах буксирования автомобиля (не менее 4 м и не более 6 м). Слишком короткий буксир может привести к попутному столкновению, слишком длинный усложнит маневрирование на дороге. Длина – самый простой практический показатель, но не все производители с ним справились. Нет претензий только к тросам King company и ЧП «Ткач»: действительная длина соответствует заявленной, при этом укладывается в норму 4–6 м.

Только два троса из восьми соответствуют по длине Правилам дорожного движения.

Нагрузка, которую выдерживает трос, – самый важный и ответственный показатель функциональности и безопасности одновременно. Ведь при обрыве троса вытянуть машину не получится, а вероятность травмирования человека или повреждения машины становится очень высокой.

Надо сказать, что нагрузка, которую должет выдерживать буксировочный трос, зависит от многих факторов, и рассчитать ее достаточно сложно. Ведь автомобиль массой 1-2 тонны не должен виснуть на буксире, а чтобы сдвинуть его с места, достаточно намного меньшего усилия, чем 1000 кгс (человек может руками сдвинуть с места и перемещать машину по ровной дороге, а ведь он не применяет силу в несколько тонн). В то же время буксировка в гору (на подъеме) требует уже более значительных усилий, и в ее ходе частенько случаются рывки, усилие которых может быть сравнимо с весом автомобиля. Поэтому в процессе испытаний мы предположили, что усилие на разрыв должно, как минимум, не уступать массе автомобиля, то есть составлять примерно 1,5–2 тонны. Если следовать этому принципу, то ни один из тросов тестирование не прошел. Конечно, это не значит, что они абсолютно непригодны для равномерного буксирования без резких рывков. Надо только тянуть очень аккуратно и по ровной поверхности. Но все же тросы, которые не выдержали усилия до 1000 кгс, рекомендовать для буксировки опасно – рывков в таком деле избежать сложно.

Где тонко…

У некоторых тросов «пострадало» место сшивки на петлях лент, которые держат крюки («Аутолайн Интернешнл», King Tools и Stand Upright). Трос ЧП «Ткач» подвел карабин. Во время испытаний у King company было отмечено разгибание стального кольца, соединяющего его с карабином. У всех тросов марки «AUTO practic» наблюдалось разрушение волокон (у металлического – стальных проволок) в месте крепления крюка. Все тросы порвались при усилии менее 2000 кгс. Так стоит ли платить за такое качество?

Мнение

Владимир Васильев Директор испытательной лаборатории «Спектр-Т»

В нашей лаборатории часто испытываются тросы для аварийных и строительных работ, и мы видим, насколько от качества каждого узла зависит качество всего изделия – плохие металл на карабине или опрессовка зажима концов троса приводят к ДТП и даже гибели людей. Буксировка автомобиля – это всегда аварийная обстановка: рывки при движении будут, даже если вы двигаетесь по асфальтированному шоссе. А если трос необходим для вытаскивания застрявших в грязи машин? Их без рывка и вовсе не сдвинуть с места. Внимательно изучив полученные данные по испытаниям буксировочных тросов для легковых автомобилей, можно сделать печальный вывод: нет никакой гарантии, что, купив изделие даже с запасом прочности, водитель получит характеристики, обозначенные на этикетке. Поскольку исследования показали, что ни один трос не выдержал заявленную нагрузку, то можно порекомендовать водителям предусмотреть возможность установки троса без штатных зацепов, так как карабины и места их крепления оказались самыми слабыми звеньями этих изделий. Врочем, хорошо привязав трос, не надо забывать о том, что после буксировки его надо еще и развязать.

Информация и фото предоставлены НИЦ НПЭ «Тест»