X

Точность – вежливость рихтовщика

Измерительные системы, необходимые для ремонта кузова.

Измерительные системы, необходимые для ремонта кузова.

Для оснащения кузовного участка на СТО рихтовочного оборудования недостаточно. Чтобы качественно восстановить кузов, специалистам необходимо измерительное оборудование.

Системы измерения геометрии кузова предназначены для оценки степени повреждения кузова автомобиля по смещению координат контрольных точек (технологические отверстия, узлы крепления и др.) от заданных в спецификациях (стапельных картах или базе данных) значений, отслеживания координат точек в процессе ремонта, а также определения качества восстановительных работ. Различают несколько видов измерительных систем: механические, шаблонные и компьютерные. Каждая из них имеет свои особенности.

Под линейку

Многие мастера кузовного ремонта начинали с самого простого измерительного инструмента – линейки. С помощью телескопической раздвижной или линейки фиксированной длины можно быстро проверить расстояние между двумя точками. Небольшие СТО и сейчас часто начинают рихтовочный бизнес, вооружившись линейкой и справочниками по размерам кузовов и их элементов. Но этот инструмент может проверять только плоскостные параметры (длину и ширину) и не дает информации о пространственной деформации кузова, а значит, небольшое скручивание кузова может остаться незамеченным. Линейки рекомендуется применять в качестве вспомогательного инструмента – для перепроверки диагональных размеров, определения параметров, не указанных в документации.

Семь раз обмерь

На следующей ступени находятся универсальные механические измерительные системы. В них на центральной контрольной базе (высокоточная балка) установлены подвижные направляющие, которые могут перемещаться по одной или двум балкам вдоль оси ремонтируемого автомобиля. По направляющим – перпендикулярно этой оси – передвигаются измерительные стержни (градуированные телескопические стойки) с наконечниками. Наконечники выдвигают по высоте к контролируемым точкам кузова – три или четыре прижимаются к неповрежденным точкам, остальные измеряют их положение в поврежденной части кузова. Таким образом, работа построена на традиционных принципах измерения по осям координат X, Y, Z с помощью линеечной конструкции. Контроль данных осуществляется по стапельным картам. Новые элементы кузова крепят посредством универсальных и специальных держателей. Размеры верхней части автомобиля контролируют при помощи специальной арки, а чашки амортизаторов – приспособления-имитатора MacPherson. Механические универсальные системы лучше и точнее линейки, но требуют больших затрат времени для проведения измерений и недостаточно совершенны.

По шаблону

Шаблонная система отличается от механической тем, что процессы измерения и восстановления геометрии кузова объединены в одно целое. На раме стенда закрепляются специальные устройства – шаблоны. С их помощью в контрольных точках крепят и фиксируют автомобильный кузов. В работе системы используется принцип несовпадения (а значит, невозможности крепления) наконечников жестких калибров с контрольными точками деформированного кузова. Ничего измерять не надо – отклонение контрольной точки от крепежа указывает направление последующей вытяжки. Запас прочности креплений рассчитан на надежную работу с любыми усилиями правки.

Шаблоны могут быть индивидуальными (отдельный набор для каждой модели автомобиля) и универсальными. В последних каждый наконечник можно установить в различных положениях, которых более двадцати. Такие системы требуют применения дополнительных силовых элементов для крепления кузова, а также адаптера со шкалой для выставления высоты или вообще – компьютерной измерительной системы. Это в определенной мере нивелирует все полезные свойства «шаблонов», требует много времени на установку. К тому же, универсальность «бьет» по качеству.

Шаблонные системы с индивидуальными жесткими калибрами – это оборудование для точного восстановления конкретных кузовов. К примеру, конструкция жестких калибров MZ (Celette) аналогична кондукторам, применяемым при сборке автомобилей. Такая система – лучший выбор для дилерской СТО, работающей с узким модельным рядом. С другой стороны, специализация – главный недостаток MZ-системы (для каждой модели автомобиля нужно приобретать свой комплект калибров).

Компьютерные измерители

Компьютерные системы измерения состоят из двух основных модулей: измерительного и компьютерного. Их можно использовать автономно, т. е. поочередно на разных постах. Расположение всех контрольных точек кузовов автомобилей различных марок внесено в память компьютера. Все замеры сравниваются со значениями спецификации в базе, а на экран выводится разница значений. Результаты до и после проведения ремонта можно задокументировать – распечатать и предоставить клиенту. Это очень важная возможность! Распечатка результатов – это документ, который предоставляется страховым компаниям или суду.

Основной «эксплуатационный» параметр, по которому различают компьютерные системы, – принцип действия и способ передачи сигнала от измерительного модуля в компьютерный. Измеритель может быть электронно-механическим, ультразвуковым, лазерным и радиочастотным.

Электронно-механическая система включает в себя консоль с компьютером и выдвигающимся шарнирно-рычажным механизмом, на конце которого находится измерительная игла. Для определения положения контрольных точек необходимо коснуться иглой центра контрольной точки. Измерения обеспечиваются контролем за изменениями положения шарниров рычажного механизма. Недостатки этого способа – при измерении задней и передней части автомобиля требуется перемещать весь блок.

В ультразвуковых системах измерительный модуль состоит из приемной балки и излучателей, которые при работе подвешиваются к контрольным точкам кузова. Излучатели генерируют ультразвук, который воспринимают микрофоны, находящиеся на балке. Время прохождения звука от датчика до микрофона позволяет определить координаты контрольной точки. Излучатели с электронным блоком соединяются проводами, что не очень удобно в работе – можно зацепить провод и сорвать датчик, много времени уходит на подготовительно-заключительные операции.

Принцип работы электронно-оптических измерительных систем схож с работой ультразвуковых. Их измерительный модуль – лазерный сканер и отражатели, которые крепятся к контрольным точкам. Фотодатчики сканера определяют угол отраженного от «мишени» луча, результаты обрабатываются, а вычисленные координаты точки сопоставляются с указанными в базе данных.

Ультразвуковые и электронно-оптические системы хороши тем, что позволяют в процессе ремонта наблюдать за всеми изменениями контролируемых точек, отслеживая процесс восстановления кузова.

Использование мультичастотного радиосигнала в системах измерений наиболее предпочтительно – на результат работы не влияют сквозняки, перепады напряжения (как в ультразвуковых системах), перекрывание одной мишенью другой (как в лазерных системах). Измерительный модуль такой системы – это передвигающаяся по направляющим измерительная головка с шарнирным удлинителем. При перестановке наконечника компьютер автоматически определяет и распознает его. В новой измерительной системе Naja Evolution фирмы Celette (Франция) применена технология Bluetooth (оцифрованный радиосигнал). Она позволила увеличить скорость и качество передачи данных, а также исключить помехи.

 МНЕНИЕ  

Андрей Марченко
Редактор журнала «СПЕЦ», компания «Автомеханика»

В рихтовке каждый случай индивидуален. Поэтому от личности мастера, его знаний и опыта зависит качество выполненной работы. Не в последнюю очередь на нее влияет и то, какой спектр приемов, а значит, и специального оборудования освоен рихтовщиком, насколько эффективно он использует возможности своего инструментария.

Андрей Марченко
Фото фирм-производителей