Как и где тестируют зимние шины их производители и независимые экспертные организации? Чтобы увидеть эту процедуру, в феврале 2005 года мы отправились на родину Санта Клауса – в Финляндию, на испытательные полигоны компаний Nokian Tyres и TestWorld.
Как и где тестируют зимние шины их производители и независимые экспертные организации? Чтобы увидеть эту процедуру, в феврале 2005 года мы отправились на родину Санта Клауса – в Финляндию, на испытательные полигоны компаний Nokian Tyres и TestWorld.
| | Как и где тестируют зимние шины их производители и независимые экспертные организации? Чтобы увидеть эту процедуру, в феврале 2005 года мы отправились на родину Санта Клауса – в Финляндию, на испытательные полигоны компаний Nokian Tyres и TestWorld. |
Где можно найти лучшие условия для тестирования зимних шин? Конечно же, за Полярным кругом, в Финляндии. Зима в этих местах властвует c октября до конца апреля, минусовая температура держится пять и более месяцев в году, а множество замерзающих озер, обилие снега и холмистая местность позволяют проверять свойства покрышек в самых разных условиях.
На родине Санта Клауса расположены два крупнейших испытательных центра. Один принадлежит производителю шин Nokian Tyres, второй – независимой компании TestWorld Ltd., которая специализируется на тестах не только шин, но и автомобилей. Отличия их полигонов в том, что на одном работает только команда Nokian Tyres, а на трассах TestWorld Ltd. могут одновременно проводить испытания и их клиенты.
Nokian Tyres
По программе командировки мы сначала попали на испытательный полигон компании Nokian Tyres, зимние шины которой имеют высокий рейтинг. Большая заслуга в этом принадлежит уникальному «северному» полигону, где ежегодно в течение шести месяцев проходят испытания покрышек с новыми зимними протекторами, изготовленных из новых резиновых смесей. Этот полигон расположен за Полярным кругом, недалеко от города Ивало. Его общая площадь – 700 гектаров. Испытательные трассы проложены по лесистой местности и по трем озерам, толщина льда на которых зимой превышает метр. Летом зимнюю продукцию тестируют в закрытых ледовых дворцах – в частности, в Норвегии. Кроме того, характеристики шин проверяют в лабораториях на заводе.
Некоторые виды испытаний зимних шин (например, устойчивость к аквапланированию) проводятся и на «летнем» полигоне, который находится южнее – в окрестностях города Тампере, где расположен центральный офис и завод Nokian Tyres. Для этого в округе собирают снег, затем выкладывают на трассу и во время его таяния проверяют устойчивость к всплытию на так называемой снежной шуге.
Немаловажный вопрос: кто тестирует шины. Большинство водителей-испытателей – бывшие профессиональные автоспортсмены. Несмотря на то, что они еще в автоспорте научились хорошо чувствовать машину на зимних финских дорогах, экспертами-шинниками компании Nokian Tyres эти люди становятся только после трехгодичного обучения. За это время они начинают настолько чутко ощущать свойства шин, что могут «вслепую» определять, в какие покрышки «обут» тот или иной автомобиль.
Для тестов используют специально оборудованные машины Mercedes-Benz, Audi, Volvo и BMW, компьютерное оснащение которых через спутники подключено к центральному офису испытательной станции. Здесь же есть собственная метеорологическая станция, а также оборудование, которое измеряет температуру льда на испытательной трассе и яркость солнца. Последние факторы очень важны – от них существенно зависят результаты тестирования шин.
TestWorld
Общая площадь трех испытательных полигонов компании TestWorld, также расположенных вблизи города Ивало, составляет более 400 гектаров, а протяженность трасс – почти 100 км. Один из полигонов, где, собственно, и тестируют шины, находится на территории аэропорта этого города. Здесь на арендованных площадях построены снежные и ледовые трассы.
Кроме проведения собственных испытаний, компания предоставляет в аренду испытательные трассы, оборудованные гаражи и компьютеризированные офисные помещения. Именно здесь многие европейские производители автомобилей и шин тестируют свою новую продукцию. Конкуренты не столкнутся тут «лоб в лоб» – трассы со всеми необходимыми помещениями и оборудованием находятся в разных местах. Одновременно на полигонах могут работать до 40 клиентов. Прототипы новых моделей сюда завозят в трейлерах, которые разгружают ночью, а если днем, то в специальных огромных ангарах. В случае повышенной секретности новинки автопрома испытывают только ночью. Словом, это именно тот район, где есть масса работы для промышленных и фотошпионов.
Уже несколько лет легковые шины в TestWorld испытывают на автомобилях Alfa Romeo 146. Меняют модели раз в три года. Чаще это не удается делать, так как требуется закупать огромное количество колесных дисков. Уже сейчас на складе компании насчитывается около 300 штук. Для проверки внедорожных размеров в парке имеется Volvo XC90.
| МНЕНИЕ | | Матти Морри Технический специалист по связям с клиентами Географическое расположение дает нам главный козырь при создании зимних шин – возможность долго и тщательно испытывать разработки. Наличие у нашей компании уникального заполярного полигона позволяет испытывать шины в наиболее реальных природных условиях. Как показывает наш опыт тестирования зимних шин на природе и в ледовых дворцах (в летнее время), результаты, полученные в искусственных условиях, заметно отличаются от реальных. Вот почему многие южные производители шин, которые преимущественно испытывают свою продукцию в закрытых помещениях, не могут добиться высоких результатов. |
|
|
Справка. TestWorld |
Постоянный штат компании насчитывает всего 22 сотрудника, при этом годовой оборот составляет 1,5 млн. евро. 40% этой суммы компания зарабатывает на испытаниях. Основал TestWorld автомобильный журналист с большим стажем, который ранее специализировался на тестировании авто и шин. |
|
|
Заводские новости Nokian Tyres |
За те пять лет, которые прошли со времени нашего посещения финского завода Nokian Tyres, здесь многое изменилось. Начали использовать новые технологии при производстве шин, появилось новое оборудование, увеличились мощности. Более подробно лишь о некоторых из новинок. Появился новый цех с вулканизаторами Mitsubishi, где один человек обслуживает 45 – 50 станков. Внедрена технология изготовления бесшовных бортовых колец, которая позволила использовать на 20% меньше проволоки при сохранении посадочным поясом требуемой прочности на разрыв. Появилась целая линейка новых моделей летних и зимних шин. Начато использование резиновых смесей с рапсовым маслом, что позволило исключить применение экологически вредных высокоароматических масел. На боковинах многих моделей появился так называемый инфоучасток – уплотнительное кольцо, препятствующее проникновению грязи между диском и шиной. В рисунке протектора зимних покрышек для улучшения их сцепления на льду и снегу внедрили зубчатые ламели и клинообразное ламелирование, а в Hakkapeliitta-4 появились шипы с квадратным сердечником. За этот период компания открыла свои заводы еще в двух странах – в Китае и в России. Предприятие во Всеволожске под Санкт-Петербургом построили в 2005 году. Там будут производить шины сначала для местного рынка, а затем, по мере выхода на заложенную мощность – и для Европы. Запланированная мощность этого завода в первый год составит 2 млн. шин, затем – 4 млн., а впоследствии – 6 млн. Участка приготовления резиновых смесей во Всеволожске пока нет, их планируют поставлять из Финляндии. Участок резиносмешивания только начинают строить. Самой большой новинкой в Тампере стал новый логистический центр площадью 3 тыс. м кв. Отсюда идут поставки продукции Nokian Tyres зарубежным продавцам. В момент нашего посещения на центральном складе находилось 500 тыс. шин (максимальная вместимость – 550 тыс.) 120-ти разных моделей и размеров. На двух соседних складах хранится еще 300 тыс. шин. За день потребителям отправляют 30 тыс. покрышек. Чтобы шины не залеживались на складе, их в упакованном виде на палетах складывают на роликовые стеллажи с наклонной конструкцией направляющих. Таким образом, пакет шин, поступая с завода, ложится с одной стороны стеллажа, а по мере отбора скатывается на другую сторону – в зону отгрузки продукции. Nokian Tyres (Финляндия) | В 2004 году изготовлено 5,9 млн. шин. План на 2005 год – 6,3 млн., т. е. около 18 тыс. шин в сутки. На заводе работают 1400 человек. |
| |
|
|
|
Тестирование шин Nokian Tyres |
Характеристики шин проверяют на основании субъективных мнений экспертов и инструментального контроля с помощью специальной передвижной лаборатории и компьютерного оборудования, которое подключается к электронике автомобиля. Доля показателей инструментального контроля у Nokian Tyres выше, чем у TestWorld. Лед. Поведение шин на обледенелых поверхностях изучают на двух озерах. Сцепные свойства при торможении и разгоне тестируют с помощью оборудования на самом большом озере (1), где сделаны три «прямика» длиной по одному километру и шириной 20 метров. Управляемость на скользких покрытиях проверяют субъективно и с помощью измерительного оборудования на другой извилистой трассе, сделанной на этом же огромном озере (2). Продольную и поперечную устойчивость тестируют на другом озере (3), где построены круговой «трек» диаметром 300 м и извилистая трасса длиной 2,3 км. Здесь водители-испытатели оценивают сцепные свойства на льду. Снег. Для проверки свойств шин на снегу сделано несколько трасс в лесу. Оценку легкости управления дают испытатели на 15-километровой извилистой трассе (4). Насколько хороши сцепные свойства при езде по холмистой местности, проверяют на очень крутом подъеме – 20% (5). Оценивают шину здесь как с помощью оборудования, так и субъективно. Для проверки поперечных и продольных сцепных свойств покрышек в различных дорожных условиях используется передвижная машина-лаборатория. Испытательной трассой служит утрамбованный снежный участок размером 500 на 25 м (6). Третье озеро (7) отдали «на растерзание» журналистам и прочим гостям Nokian Tyres. Здесь построена ледовая трасса, на которой проводят презентации новой продукции компании, а также обучают желающих навыкам зимнего вождения. |
|
|
Как испытывают шины TestWorld |
Методика испытаний зимних шин этой независимой компании несколько отличается от той, что использует Nokian Tyres. Основной измерительный инструмент независимых экспертов – собственное «чутье» и ноутбук с дорогостоящим программным обеспечением RaceLogic VBox III GPS (7 тыс. евро), который устанавливается в каждом автомобиле и подключается к его электронному «мозгу». Связь компьютера со спутниками позволяет ему точно рисовать траекторию прохождения трассы. Если водитель-испытатель допускает ошибки в управлении, он может «вырезать» из общего зачета участок, где произошел сбой. Таким образом исключается влияние ошибок в управлении на общий результат теста. Кроме инструментального контроля, методика испытаний TestWorld включает в себя и субъективные оценки. В тех тестах, где водители-эксперты ставят субъективные оценки, они не знают, в какие шины «обут» автомобиль. Для получения достоверных результатов в течение трех дней проводится 16 – 20 заездов. Тормозные свойства. Большинство современных иномарок оснащено антиблокировочной системой ABS, поэтому тест проводят, не отключая ее. Длина тормозного пути проверяется при замедлении со скорости 50, 60, 80 км/ч на льду, мокром асфальте и снегу соответственно. Разгон. Цепкость шин проверяется инструментально в диапазоне скоростей от 5 до 30 км/ч. Систему контроля тягового усилия при этом отключают, чтобы получить «чистый» результат, по которому сцепные свойства оцениваются более точно. Устойчивость. Проверка проводится на кольцевой трассе (диаметр круга 60 м) на максимально возможной скорости. Управляемость. Оценивается субъективно тремя водителями в ходе езды по трассе на максимально возможной скорости. Траектория трассы при этом делится на секторы, которые хронометрируются по отдельности. Устойчивость к аквапланированию. Оценивается на поверхности, покрытой 44-миллиметровым слоем тающего снега, путем измерения скорости, при которой начинается буксование при разгоне. Система контроля тягового усилия на колесах при этом, естественно, отключается. Легкость управления. Тест проводится на треке. Эксперты во время езды на максимально возможной скорости субъективно оценивают легкость управления и безопасность шин. Курсовая устойчивость. Субъективная оценка выставляется в ходе езды по дороге с глубокой колеей, которую оставил автомобиль дорожной службы. В ходе «лосиного теста» субъективно оценивается устойчивость автомобиля во время резкой смены полосы движения на различных скоростях. Акустический комфорт. Уровень шумности шин оценивается субъективно в салоне автомобиля, движущегося по сухой дороге, на разных скоростях. Может показаться, что нельзя доверять субъективным оценкам водителей-экспертов. В том, что такое мнение ошибочно, мы убедились лично. Наматывая круги по одной трассе за рулем одной машины и не выходя из нее даже во время «переобувания», на самом деле очень хорошо чувствуешь, насколько и по каким характеристикам одна шина лучше другой. |
|
|
Юрий Дацык
Фото автора и фирм-производителей
Редакция благодарит компании Nokian Tyres и TestWorld за помощь в подготовке материала