Ресурс любого двигателя внутреннего сгорания напрямую зависит от качества используемого моторного масла. Это прописная истина. Но какое масло лучше защищает двигатель от износа? Выяснить это взялся Институт потребительских экспертиз.
Ресурс любого двигателя внутреннего сгорания напрямую зависит от качества используемого моторного масла. Это прописная истина. Но какое масло лучше защищает двигатель от износа? Выяснить это взялся Институт потребительских экспертиз.
Ресурс любого двигателя внутреннего сгорания напрямую зависит от качества используемого моторного масла. Это прописная истина. Но какое масло лучше защищает двигатель от износа? Выяснить это взялся Институт потребительских экспертиз. |
Какую истину искать
Моторные масла можно исследовать по многим показателям. Наиболее объективными и полными были бы сравнительные моторные испытания, но они очень дорогостоящие. Проводить их в нашей стране пока достаточно сложно из-за дороговизны. Поэтому приходится довольствоваться обычными физико-химическими методами оценки масел.
Что именно проверять? Автовладельцев в первую очередь интересует, какое масло лучше защищает двигатель от износа. Получить ответ на этот вопрос можно на основании изучения вязкости масла при различных температурах, а также коэффициента трения и характера износа шарика в ходе проверки на четырехшариковой машине трения. Вязкостно-температурные свойства исследовали дважды – до и после термоокисления (искусственного старения масла в течение 20 часов при температуре 200°С с прогонкой через него воздуха в присутствии медного катализатора). При этом контролировали термоокислительную стабильность моторного масла.
В современных двигателях надежность «холодного» пуска, качество работы системы зажигания и ресурс ее свечей во многом зависят от того, сколько золы (нагара) останется в камере при сгорании в них масла, проникающего через поршневые кольца и находящегося на стенках цилиндров. Это определялось в ходе изучения сульфатной зольности масла.
Не менее важно и то, как долго будут нейтрализоваться образующиеся в процессе эксплуатации мотора кислоты, которые вызывают коррозию и износ деталей. Длительность сохранения этих защитных свойств определяется при изучении щелочного числа масла.
Какое масло маслянистее
Продукцию тестировали согласно действующим «гостовским» методикам в сертифицированных лабораториях с соответствующим оборудованием. Некоторые полученные в ходе испытаний результаты сравнивались с требованиями стандартов. По результатам проверки вязкость всех масел находится в пределах заявленного класса 5W-40 (классификация SAE). Высокие и отличающиеся всего на несколько единиц (в рамках погрешности измерения) значения индексов свидетельствуют о стабильности вязкостно-температурных свойств испытанных масел.
После термоокисления наилучшие результаты при 40°С показали масла «ТНК Ультра» и Liqui Moly Synthoil, кинематическая вязкость которых снизилась всего на 10,61 мм2/см (11,5%) и на 13,06 мм2/см (14,18%) соответственно. Аутсайдером стал Elf Excellium, у которого этот показатель уменьшился на 25,85%. При температуре 100°С на первую позицию также вышел продукт ТНК, вязкость которого снизилась на 14,23%. Хороший результат получен при тестировании масла Liqui Moly Synthoil – относительное изменение его вязкости составило 14,79% (меньше на 2,19 мм2/с). В «хвосте» опять оказалось масло Elf Excellium с результатами 3,33 мм2/с и 24,45%. Такой показатель настораживает, поскольку отклонение на 25% и более от начального уровня – это сигнал «выработки» присадок, из чего следует, что масло нужно менять.
Удовлетворительные результаты показали масла «Юниоил 2000» и «Азмол Лидер», у которых значения падения вязкости при 100°С приблизительно одинаковы – более 20%. У остальных участников испытаний результаты достаточно ровные. Лучший показатель индекса вязкости свежего масла у продукта «Юниоил 2000».
По показателю сульфатной зольности лучшим стал Elf Excellium, а проиграл «Азмол Лидер». Ничего странного в этом нет, так как в состав последнего, очевидно, входит большое количество металлсодержащих присадок (это косвенно подтверждает повышенное щелочное число), а продуктом их сгорания как раз и является зола. Несмотря на достаточно большие расхождения показателей зольности, все масла «с запасом» укладываются в допуск по этому параметру для всех типов двигателей.
При проверке щелочного числа масла по «гостовской» методике (тестировали только свежее масло, т.е. до термоокисления) на первое место вышел отечественный продукт «Азмол Лидер». Ближе всех к нему оказалось масло греческого розлива Havoline Synthetic. У этих продуктов наибольший запас щелочности, что подтверждает их высокую устойчивость к процессам окисления.
Стоит отметить, что щелочное число можно определить двумя методами – по ГОСТ 11362 и по ISO 3771, причем их результаты иногда могут серьезно отличаться. Контроль по европейскому стандарту более точен, так как позволяет учесть наличие в современных маслах специальных высокощелочных присадок и азотистых полимерных соединений, которые повышают значение щелочного числа. Определение данного показателя по методике ГОСТа дает заниженное значение, и это не позволяет объективно определить лидеров и аутсайдеров. Чтобы избежать неоднозначных трактовок показателей щелочного числа, Институт потребительских экспертиз обязался проверять данную характеристику масел следующей партии по двум методикам.
Согласно ГОСТу, моторные масла не подвергают испытаниям на четырехшариковой машине трения (исключение составляют масла для судовых двигателей, для которых эти тесты обязательны), но их результаты тоже могут представлять интерес для многих потребителей. Приблизительно одинаковые значения диаметров пятен износа и коэффициентов трения говорят о том, что практически все испытуемые моторные масла неплохо защищают от износа. Только у Elf Excellium заметен отрыв в сторону повышенного износа. Несмотря на это, данный продукт остается в зоне допуска (до 0,5 мм).
Итоги
Абсолютных лидеров по результатам проверки качества среди протестированных масел не оказалось. Обусловлено это тем, что при разработке продукции данного класса (SAE 5W-40, API SJ/CF) производители старались использовать самые качественные базовые масла и пакеты присадок. Создать при этом композицию присадок, которая обеспечит лидерство абсолютно во всех видах испытаний, действительно невозможно, так как существует целый ряд противоречивых требований. Поэтому каждый производитель ищет компромисс, улучшая одни свойства масла в ущерб остальным.
После тщательного анализа результатов каждого вида проверок по «гостовским» методикам с учетом важности показателей сформировали группу лидеров, в которую вошли масла «ТНК Ультра» и Liqui Moly Synthoil. Во вторую группу с хорошими характеристиками попали Havoline Synthetic и «Лукойл синтетическое». Остальные участники теста – «Юниоил 2000», «Азмол Лидер», Elf Excellium – уступают лидерам, поэтому при их использовании желательно не превышать рекомендованные автопроизводителем интервалы замены масла. У «синтетики» «Азмол» и Havoline щелочное число повышенное, поэтому не стоит пугаться, если после заливки в непромытый двигатель масло быстро темнеет.
Что на что влияет | |
| |
Тест на четырехшариковой машине трения | |
| |
Результаты лабораторных исследований синтетических масел* |
|
Результаты испытаний моторных масел на четырехшариковой машине трения |
|