Тепловой зазор для клапана
В ваших описаниях автомобилей 80 – 90-х годов выпуска часто встречается фраза «старые двигатели требовали регулировки тепловых зазоров клапанов, а в более новых появились гидрокомпенсаторы». Что это за тепловые зазоры и как их регулируют гидрокомпенсаторы?
| |
Практически в каждом двигателе внутреннего сгорания для организации газораспределения используется клапанный механизм, на привод которого у коленчатого вала отбирается какая-то часть крутящего момента. В передаче усилия от кулачков распредвала непосредственно на клапан могут участвовать от одной до нескольких деталей. При нагреве металл расширяется, и размеры деталей двигателя, в том числе и ГРМ, изменяются. Если в приводах клапанов не предусмотреть тепловые зазоры, то из-за увеличения деталей при разогреве мотора до рабочей температуры клапанов окажутся приоткрытыми и не обеспечат требуемой герметичности. В результате не только ухудшатся характеристики мотора, но и значительно снизится ресурс клапанов (из-за подгорания кромок их тарелок). В процессе эксплуатации рабочие поверхности деталей изнашиваются, поэтому тепловой зазор увеличивается. Это приводит к увеличению шумности работы двигателя. Чтобы этого не происходило, тепловые зазоры необходимо периодически регулировать. Для этого в ГРМ предусмотрен специальный механизм или регулировочные шайбы.
По мере совершенствования автомобильных моторов в них стали применять гидрокомпенсаторы клапанных зазоров. Упрощенно их можно описать следующим образом: две основные детали, одна из которых выполняет функцию поршня, а вторая – цилиндра. В цилиндре предусмотрены каналы, куда из системы смазки под давлением подается масло. Благодаря этому зазоры в клапанном механизме постоянно выбираются. В результате не только упрощается техобслуживание автомобиля и снижается шумность работы двигателя на всех режимах, но и благодаря отсутствию ударных нагрузок увеличивается ресурс некоторых деталей ГРМ.