-871x572-c-default.jpg)
Тайное становится явным
Метод диагностики путем разборки агрегата все еще встречается в отечественном автосервисе. Но современное сервисное оборудование предлагает куда более доступные технологии раскрытия тайн тех или иных агрегатов…
Метод диагностики путем разборки агрегата все еще встречается в отечественном автосервисе. Но современное сервисное оборудование предлагает куда более доступные технологии раскрытия тайн тех или иных агрегатов…
Одна из таких технологий, получающих в последние годы все большее распространение, – применение технических эндоскопов. Эти приборы позволяют заглянуть внутрь агрегата подобно тому, как это делает врач-гастроэнтеролог. Между тем, многие встречающиеся в продаже автосервисные эндоскопы могут дать фору любому из приборов, прописавшихся в вашей районной поликлинике.
Принципы и типы
Простейший эндоскоп представляет собой окуляр с облаченным в длинную гибкую оболочку световодом с линзой-объективом на конце. Но это не самый удобный и не самый дешевый вариант: оптоволокно, из которого делают световоды, пока еще дорогие. Да и щуриться, заглядывая в узкую трубку, мотористу или слесарю-«коробочнику» не всегда удобно. Поэтому распространение получают электронные эндоскопы, состоящие из камеры с подсветкой на длинной гибкой штанге и подключенного к ней экрана. Последний бывает как черно-белым, так и цветным, а располагаться может на рукоятке пистолетного типа или отдельном корпусе. Питание таких устройств – от собственных батарей.
Самые совершенные автоэндоскопы умеют записывать полученное изображение на флеш-карточку, причем иногда это не только фото, но и видео. Некоторые эндоскопы, не ограничиваясь собственным скромным экраном, могут транслировать изображение из «недр» автомобиля на большой экран. Это пригодится при обучении персонала, при необходимости детального изучения картинки или в случае консилиума возле «занедужившего» агрегата.
Очень важный параметр, на который при выборе эндоскопа ориентируются диагносты и практикующие механики, – диаметр рабочей части прибора, т. е. головки его зонда. Чем она тоньше, тем более укромные места можно увидеть. Дешевые несложные приборы имеют зонд диаметром 9-10 мм, а более «продвинутые» образцы комплектуются головкой диаметром около 8 мм. Знаковым считается зонд диаметром 6 мм – с таким уже можно пробраться в цилиндр дизеля даже через отверстие его свечи накаливания. Топовые аппараты на сегодняшний день имеют диаметр головки 4,2 мм, что позволяет заглядывать даже в форкамеры. Интересно, что некоторые модели (например, Snap On 6000), имеющие камеру не самого маленького диаметра (8,5 мм), можно за отдельную плату доукомплектовать более тонким зондом (5,5 мм).
Табели и ранги
Среди автомобильных диагностических приборов есть своя элита с редкими возможностями и очень серьезной ценой – например, некоторые аппараты японской марки Olympus оснащают дистанционной лазерной линейкой, которая помогает оценить геометрические размеры дефектных проявлений. Стоит такой прибор около 200 тыс. грн. У этой же марки есть зонды, которые могут следовать по длинным извилистым каналам, изгибаясь согласно командам оператора, которые он подает при помощи специального джойстика. На другом конце табели о рангах стоят эндоскопы no name китайского производства – примитивные «гляделки» с минимальными возможностями, неопределенным ресурсом и ценой порядка 2500 грн.
По словам Игоря Медика, заместителя Генерального директора компании «Автомеханика-Центр», в Украине наиболее популярны аппараты среднего класса – пусть без мудреных, редко востребованных функций, но с широким набором необходимых для любой универсальной или дилерской СТО возможностей, с гарантией и разумной ценой.
Многие эндоскопы известных марок уже после покупки можно доукомплектовать дополнительным оборудованием: более длинным и тонким зондом, фотофиксатором и пр.
Snap On BK 5500
Самая популярная в Украине модель данного бренда, хоть и не самая новая. Черно-белый экран с диагональю 2,4 дюйма, зонд диаметром 8,5 мм и длиной 0,5 м. В качестве опций предлагаются удлиненный до 0,99 м зонд и зонд уменьшенного до 5,5 мм диаметра. Из полезных возможностей – четырехступенчатая регулировка яркости подсветки, зеркальце для осмотра боковых и «потолочных» поверхностей, магнитный крючок-pick-up для вытаскивания из агрегатов случайно попавших туда инородных предметов – крепежа, обломков деталей. Для крепления прибора к автомобилю имеются защищенные резиной магнитные ножки и крючок для подвески. В наличии видеовыход для подключения внешнего монитора. Стоимость 4 560 грн. Страна-производитель США.
Snap On BK 6000
Совсем свежая модель с цветным 3,5-дюймовым экраном и возможностью записи изображения в виде фото- и видеофайлов на SD-карту или в компьютер. Выносной пульт управления на витом шнуре облегчает работу. 10 положений яркости подсветки, 6 ступеней трансфокации камеры. Есть микрофон для записи комментариев и видеовыход для внешнего монитора. Как и в младшей модели марки, в комплекте также зеркальце и магнит-pick-up. Можно заказать опциональные зонды уменьшенного диаметра (5,5 мм вместо 8,5 мм) и увеличенной длины (0,9 м вместо 0,5 м). Стоимость 8 600 грн. Страна-производитель США.
Hazet 4811-12
Распространенная модель популярного в развитых странах бренда представляет собой высококачественную профессиональную «гляделку» с удобным окуляром. Однако прибор этот – без экрана и без фиксации получаемого из глубины агрегата изображения. Диаметр зонда, минимальный из поступающих в продажу на сегодняшний день, – 4,2 мм. Более доступная версия прибора Hazet 4811-10 отличается несколько большим диаметром головки – 6,0 мм. В комплекте – пара насадок-зеркал для расширения углов обзора разной степени. Стоимость 12 000 грн. Страна-производитель Германия.
Hazet 4811-12 Camera
Более совершенная версия модели Hazet 4811-12, но с возможностью соединения по USB с персональным компьютером и фотофиксации картинки. Диаметр рабочей головки зонда можно заказать на выбор – 4,2 мм (длина 0,72 м) или 6,0 мм (длина 1,0 м). Для данных моделей существуют также кольца-адаптеры для фиксации изображения на обычную фотокамеру, блок для эффективной подсветки изучаемого объекта, зонд с дистанционно управляемым углом изгиба головной части. Стоимость 18 000 грн. Страна-производитель Германия.