Если перевести электрическую мощность автомобильных источников света из ватт в механические лошадиные силы, окажется, что на питание фар иногда требуется потратить около 0,5 л.с. Чтобы эффективнее использовать эту мощность в различных условиях работы, созданы лампы самых разных конструкций.

 |  | Если перевести электрическую мощность автомобильных источников света из ватт в механические лошадиные силы, окажется, что на питание фар иногда требуется потратить около 0,5 л.с. Чтобы эффективнее использовать эту мощность в различных условиях работы, созданы лампы самых разных конструкций. |
В соответствии с современными тенденциями, в программах ведущих производителей ламп головного света старые добрые «галогенки» со стандартными мощностью и светоотдачей отступают на второй план. Даже тем, кто хочет просто заменить сгоревшую лампочку в фаре, каталоги настоятельно рекомендуют ту или иную «изюминку».
 | Стандартные галогенные лампы |
Марка | Цена для H4, грн. | Philips | 14 | Osram | 17 | Narva | 9 | Tesla | 10 |
|
Всепогодный луч
Многие производители (Osram, Philips, Narva, Tesla и др.) предлагают серию так называемых всепогодных ламп. Они отличаются большей эффективностью при плохих погодных условиях – в туман, дождь, снегопад. Капельки влаги, которые висят в воздухе, подсвеченные лучами фар, образуют обширное свечение, на фоне которого водителю трудно выделять окружающие объекты. В сочетании с уменьшением длины луча фар, вызванного рассеиванием, это снижает видимость.
Лампы данной группы отличаются излучением желтого спектра, которое дает более контрастное в описанных условиях освещение. Благодаря иной длине волны, отличной от белого, световой поток желтого цвета лучше пробивает водяную взвесь в атмосфере. Поэтому эффект «белой завесы» перед автомобилем снижается. Конструктивные особенности всепогодных ламп – увеличенная на 10 – 30% светоотдача и особое многослойное покрытие колбы – желтого или желто-фиолетового оттенка.
Всепогодные или, как их еще называют, всесезонные лампочки имеет смысл устанавливать тем, кто целый год много ездит в темное время суток, особенно в регионах с сырым климатом.
 | Всепогодные лампы |
Марка | Название | Тип | Цена для H4, грн. | Philips | Аllweather, WeatherVision | H1, H3, H4, H7, HB3, HB4 | 33 | Osram | Аllseason (ALL) | H1, H3, H4 | 31 | Narva | Azzurro (Az) | H1, H3, H4, HB3, HB4 | 22 |
|
Ярче – за просто так
Несколько лет назад появились галогенные лампы, которые при стандартной для своего типа потребляемой мощности 60/55 Вт имеют увеличенную на 30% светоотдачу. Сегодня их предлагают по той же цене, что и обычные. Принципиально конструкция улучшенных приборов не отличается от обычных. Большая эффективность достигается за счет увеличения температуры нити накала, а ее ускоренное выгорание исключается применением в колбе газовой смеси особого состава.
Последняя новинка в этой группе – лампы с 50-процентной прибавкой яркости. На практике это означает увеличение длины луча на 5 – 10 метров, что весьма заметно даже «на глаз». Соответственно, водитель получает возможность раньше заметить препятствие и принять соответствующие меры.
Лампы повышенной яркости можно рекомендовать владельцам старых автомобилей, в которых оптика утратила первоначальные прозрачность стекла и блеск отражателя.
 | Лампы повышенной светоотдачи |
Марка | Название | Тип | Цена для H4, грн. | Philips | Premium (+30%), | H1, H3, H4, H7, HB3, HB4 | 15 | VisionPlus (+50%) | H1, H4, H7, | 32 | Osram | Super (+30%), | H1, H3, H4, H7 | 20 | Silverstar (+50%) | H4, H7 | 35 | Narva | Range Power (RP) | H1, H3, H4, H7, HB3, HB4 | 16 | Tesla | Super (+30%), | H4 | 16 |
|
Свет всерьез и надолго
Встречаются в продаже и сверхмощные галогенные лампы (80 – 130 Вт), которые, согласно Правилам R37 ЕЭК ООН, нельзя устанавливать на автомобили, эксплуатируемые на дорогах общего пользования. R37 запрещает применять особо мощные лампы в фарах без динамической регулировки светового потока. Они предназначены для световых приборов спортивных машин, выступающих на закрытых трассах.
То, что такие лампы выпускаются в стандартных типоразмерах, провоцирует некоторых любителей «светового» тюнинга оснащать ими свои серийные автомобили. Это нежелательно, поскольку сильный световой поток, создаваемый «спортивной» оптикой, ослепляет других участников дорожного движения, а больший потребляемый ток способствует перегрузке электрооборудования и подгоранию контактов.
Существуют и лампы-долгожители категории Long Life. Производители гарантируют их удвоенную долговечность, рекомендуя эту продукцию профессионалам, чьи машины не простаивают ни днем, ни ночью. Специальный состав газовой смеси-наполнителя и особая технология изготовления нити накаливания продлевают срок их службы. Кроме того, комплекс технологических мер обеспечивает большую вибростойкость этих источников света.
 | Лампы повышенной долговечности |
Марка | Название | Тип | Цена для H4, грн. | Philips | Heavy Duty | H1, H2, H3, H4, H7, | 19* | Long Life (HD LL) | HB2, HB3, HB4 | Osram | Longlife (L), Heavy Duty | H1, H3, H4, H7, HB2 | 33 | * В настоящее время сняты с производства |
|
Фары дневного света
Мечта каждого автомобилиста – ездить ночью, как днем. Желая помочь в этом водителям, многие фирмы наладили производство ламп с ярко выраженным белым спектром свечения. В рыночном названии некоторых из них присутствует слово «голубой», хотя на самом деле их лучи все-таки белые.
Многие ошибочно называют такой свет ксеноновым. По этой причине лампы «дневного» света получили сегодня широкое распространение, тем более что устанавливают их, в обычные фары, предназначенные для галогенных ламп. По большому счету, от обычных ламп источники света этой группы отличает только спектр излучения, который обеспечивается соответствующим цветом стекла колбы или ее участка.
 | Лампы «дневного» света |
Марка | Название | Тип | Цена для H4, грн. | Philips | Blue Vision | H1, H3, H4, H7, HB3, HB4 | 55 | Osram | Cool Blue | H1, H3, H4, H7H8, H9, H11 | 36 | Narva | Range Power Blue (RPB) | H1, H3, H4, H7, HB3, HB4 | 33 |
|
Справка |
Накал, галоген, дугаОптика головного света делится на три типа: обычные лампы накаливания, галогенные и газоразрядные. Основной недостаток обычных автомобильных ламп накаливания – на стенках колбы оседает вольфрам, который испаряется со спирали. Это уменьшает световую отдачу оптики и срок ее службы. Кроме того, повышение мощности таких ламп неминуемо приводит к снижению долговечности. А при увеличении размеров спирали ухудшается фокусировка оптики и светоотдача фары в целом. Благодаря более короткой спирали галогенные лампы легче точно сфокусировать в фаре, поэтому ее слепящее действие меньше. Заполнение колбы таких ламп парами вещества-галогена (йода, брома) позволяет в полтора-два раза увеличить светоотдачу при той же потребляемой мощности. Но срок ее службы остается на уровне обычных ламп: 350 – 900 часов. Недостатков, присущих обоим типам ламп накаливания, лишены газоразрядные лампы. Источником света в них служит электрическая дуга, зажигаемая в среде инертного газа – ксенона, спектр свечения которого наиболее близок к солнечному свету. Благодаря отсутствию спирали долговечность этой оптики соизмерима с ресурсом автомобиля (5000 часов). Ксеноновые лампы при меньшем потреблении энергии дают вдвое больше света, чем галогенные. Недостаток ксенона – высокая стоимость блоков розжига дуги и самих ламп. Стекло плюс металл Колбы обычных ламп накаливания изготавливают из силикатного стекла, а их внутренний объем заполняют криптоном. Снижая испарение вольфрама со спирали (ее температура – 2300°С), газ продлевает срок эффективной работы лампы. Колбу «галогенок» делают из кварцевого стекла. Для цикла восстановления вольфрама на нити стекло должно находиться как можно ближе к спирали (нить нагревается до 3000°С) и быть стабильно высокой температуры (около 700°С). Это обуславливает малые размеры колбы. Газоразрядные (ксеноновые) лампы также делают из кварцевого стекла. Концы электродов газоразрядных ламп защищены от выгорания с торцов галогенидовым покрытием, способным самовосстанавливаться. Высокое напряжение их розжига (15 – 30 тыс. вольт) требует применения качественных диэлектрических материалов. Важное требование к приборам головного света – высокая точность расположения нитей накаливания в оптическом элементе. Отклонение концов нитей от осей лампы должно находиться в пределах ± 0, 25 мм. |
|
 |
Редакция благодарит фирму «Софит-Люкс» и магазин «М.І.K Шорр» за помощь в подготовке материала