
Каких-то 10–12 лет назад газоразрядные (ксеноновые) лампы были исключительной принадлежностью автомобилей премиум-марок. Ныне этот сверхмощный источник света можно поставить даже на «Запорожец». Уже достали кошелек? Не торопитесь. Сначала взвесьте все «за» и «против».
Каких-то 10–12 лет назад газоразрядные (ксеноновые) лампы были исключительной принадлежностью автомобилей премиум-марок. Ныне этот сверхмощный источник света можно поставить даже на «Запорожец». Уже достали кошелек? Не торопитесь. Сначала взвесьте все «за» и «против».
![]() | ![]() | Каких-то 10–12 лет назад газоразрядные (ксеноновые) лампы были исключительной принадлежностью автомобилей премиум-марок. Ныне этот сверхмощный источник света можно поставить даже на «Запорожец». Уже достали кошелек? Не торопитесь. Сначала взвесьте все «за» и «против». |
![]() | ![]() |
Разница в качестве освещения дороги ксеноновыми и галогенными фарами не оставляет последним будущего. |
![]() | |
| |
![]() |
Суперсвет нередко требует использования фары со специальным рефлектором либо линзы. Кроме того, чтобы не слепить встречных водителей, «заводской» ксенон с ближним светом снабжается дорогим динамическим корректором светового пучка, а также омывателем фар. Ведь при загрязнении стекла из-за рассеивания мощного светового потока ксенона значительно повышается способность такой оптики ослеплять водителей встречных машин. При установке на СТО ксеноновых ламп направленность света регулируется штатным ручным корректором фар: электромеханическим или гидравлическим.
Так как ксеноновую лампу изначально не удавалось сделать двухнитевой, как галогенную, которая позволяет совмещать ближний и дальний свет в одном рефлекторе (лампы с цоколем Н4, Н13, 9004, 9007), ксенон применяли только в оптике с двумя рефлекторами, в каждом из которых монтировалось по одной лампе. Затем инженеры создали так называемый биксенон (Bi-xenon). Он бывает трех типов: со сдвоенными колбами (фактически две лампы в одном цоколе); с электромеханическим приводом специальной шторки (которая перекрывает часть рефлектора для получения ближнего света); с электромагнитным приводом лампы, перемещающим ее вперед-назад, чтобы обеспечивать требуемый режим работы осветительных приборов.
К сожалению, из-за отсутствия динамических регуляторов направленности светового луча после установки ксенона придется чаще пользоваться корректором фар. | При отсутствии динамического регулятора или ручного корректора. При эффективной работе корректора фар. |
Ксенон – друг
Главное преимущество газоразрядной лампы – ее свет примерно в два-три раза мощнее обычной галогенной. Световой поток ксенона составляет 1800–3200 Лм, а галогенной лампы – 1550 Лм (люмен (Лм) – это единица светового потока). Результат налицо: водителю видно намного лучше, дальше и больше объектов. А еще белый ксеноновый свет по своему спектру намного ближе к солнечному дневному (цветовая температура около 5000 К), чем свет галогенных фар. Соответственно, глаза водителя меньше устают. Другие приятные особенности ксенона – повышенный срок службы – до 2000–3000 часов против 400–1000 у галогенной лампы. И это неудивительно – ведь в газоразрядной лампе нет хрупкой нити, чувствительной к тряске. Кроме того, в рабочем режиме ксеноновый свет потребляет, как правило, не более 35 Вт, в то время как галогенная лампочка берет до 55 Вт. Это позволяет разгрузить генератор и аккумулятор автомобиля, что положительно сказывается на их ресурсе. Кроме того, ксеноновая лампа нагревается на 40% меньше, чем галогенная, поэтому опасность оплавления фары при работе ксеноновой лампы отсутствует.
Комплект «ксенона», помимо ламп, включает блоки питания, называемые в народе «блоками поджига». Это сложные устройства, объединяющие балласт и блок поджига. | Современные светомодули оснащены механизмом изменения фокуса линзы и направленности светового потока для эффективного освещения поворотов и изгибов дороги. К сожалению, на вторичном рынке таких комплектов пока не предлагают. |
Ксенон – враг
К сожалению, у газоразрядных ламп есть и недостатки. Ведь они не только отлично освещают дорогу, но и способны сильно ослепить встречных водителей. Иногда – на несколько секунд. Нетрудно представить, чем это может обернуться. Виноваты в этом как неквалифицированные установщики, так и сами автомобилисты. Иной раз, поставив комплект за 2500 гривен, новоиспеченный «ксеноновладелец» жалеет 20–30 гривен на соответствующую регулировку фар.
| |
Впрочем, регулировка помогает не всегда. К примеру, при движении по неровной дороге или когда из-за перегрузки багажника поток света направлен вверх. Именно поэтому в Европе запрещена эксплуатация ксеноновых фар ближнего света без динамического корректора светового луча, который опускает фары при езде по неровностям и при загруженном багажнике. Увы, такие корректоры у нас в качестве допоборудования не устанавливаются. Что касается регулировки фары, то здесь главное, чтобы замок лампы соответствовал цоколю газоразрядной лампы.
Эх, засвечу!
Для установки ксенона автовладельцам предлагается множество вариантов. Более просто подобрать и поставить ксенон в фары с разнесенным ближним и дальним светом, т. е. с отдельными лампами. Здесь возможны два варианта:
для «нового света» на ближнем и дальнем режимах потребуется комплект из четырех ламп и четырех блоков питания. Ксеноновые лампы устанавливаются в «родную» оптику вместо галогенных. | |
более дешевый вариант – установить, к примеру, только ближний свет с двумя блоками питания. |
Для одиночной оптики с двухнитевыми лампами накаливания также можно примененить два варианта:
первый – установка биксенона. В этом случае блок-фары либо меняют, либо интегрируют в них специальные ксеноновые модули. Их стоимость достигает 2500 грн. | |
компромиссный – применение специальных линз, которые обеспечат необходимую фокусировку светового луча. Линзы вполне можно поставить в модернизированный корпус «родных» фар. В этом случае зеркальные отражатели будут играть лишь декоративную роль. В индексах ксеноновых ламп буква R (D2R) означает, что лампа используется для установки в рефлекторную оптику, S (D2S) – в специальную линзованную, рассчитанную под «заводской» ксенон, а С – в универсальную. |
Можно также поставить дополнительные ксеноновые фары, но этот вариант больше подходит для внедорожников с дугами и «кенгурятниками», где есть место для размещения допоптики.
При установке ксенона следует помнить о неприспособленности рассеивателя к газоразрядным лампам – с регулировкой фар могут быть сложности. Нужно учитывать и то, что определенные блоки питания несовместимы с электроникой некоторых современных иномарок. Установленные на них системы диагностики могут «не заметить» ксеноновые лампы из-за меньшего потребления ими тока (35 против 55 Вт). В итоге борткомпьютер высвечивает символ «перегорела лампа». Возможны и другие проблемы, например, частое мерцание света. Это нагружает глаза, раздражает других водителей и приводит к быстрому старению ламп. К слову, последнему фактору способствует и «моргание» ксеноновыми фарами. Выход из положения – инсталлировать специальный блок, имитирующий для компьютера работу галогенного света, или поменять ксеноновые трансформаторы.
| |||||||
Китайское предупреждение
По мнению многих операторов рынка, более 90 процентов продаваемых у нас комплектов ксенона сделаны в Китае, а остальные в Корее, Гонконге и Тайване. Среди них есть изделия хорошего качества по соответствующей цене и откровенный хлам с ресурсом до нескольких десятков часов. Качественный товар производят крупные предприятия, дешевку и подделку – обычно небольшие артели (кооперативы).
Разобраться, кто есть кто, не так уж просто. Во-первых, каждая крупная фабрика (а их несколько десятков) может продавать свою продукцию под сотней брендов! Во-вторых, некоторые бренды принадлежат российским или украинским бизнесменам. Тем более что большинство блоков питания, как дорогих, так и дешевых, имеют практически одинаковые корпуса, закупаемые у одних и тех же производителей комплектующих.
При покупке HID следует помнить: все, что стоит дешевле 500 грн., скорее всего, работать долго и эффективно не будет. Более или менее приличные комплекты ксенона (две лампы, два блока) укладываются в 500–800 грн. Хорошие, с гарантией не менее чем на два года, стоят 800–2500 грн. Топовые – от 3500 грн.
| |||||||||||||||||