
Средство против штрафов
Говоря о методах защиты от радаров, которыми с момента повышения штрафов вооружены инспекторы ГАИ, мы забыли о давно известном устройстве, которое не раз доказывало свою эффективность. Каким же должен быть «антирадар», чтобы он действительно стал реальным помощником водителя на дороге?
Говоря о методах защиты от радаров, которыми с момента повышения штрафов вооружены инспекторы ГАИ, мы забыли о давно известном устройстве, которое не раз доказывало свою эффективность. Каким же должен быть «антирадар», чтобы он действительно стал реальным помощником водителя на дороге?
Сразу уточним, что определение «антирадар» некорректно, поскольку этим словом называют активное устройство, которое, обнаружив излучение радара, посылает сигнал, искажающий показания измерителя скорости. Такие приборы законодательно запрещены на территории Украины. За их использование возможно даже наступление уголовной ответственности за порчу государственного имущества по ст. 352 УК Украины (штраф от 850 до 3400 грн. либо арест на срок до 6 месяцев или лишение свободы сроком до 4 лет).
В нашей статье речь идет о радар-детекторах. Именно они представлены в витринах автомагазинов. Их предназначение – обнаружив сигнал радара, заблаговременно уведомить об этом водителя. Законодательством Украины применение радар-детекторов никак не регламентировано, а значит не запрещено.
«Оружие» блюстителей закона
Сегодня на вооружении ГАИ – три типа радаров радиочастотного замера скорости («Визир», «Беркут», «Радис»). Они имеют по несколько модификаций, которые отличаются способом установки и ведения цели, а также дополнительными функциями. Представитель радаров лазерного замера «ЛИСД-2» (L-диапазон, базовая рабочая длина волны инфракрасного излучения – 800 нм) в силу своей высокой стоимости не нашел распространения в Украине.
Все упомянутые дорожные радары работают по одному принципу и построены на базе доплеровского (от имени ученого Кристиана Доплера) радара. Рабочая частота – 24,150±0,1 ГГц, что соответствует К-диапазону. Важно то, что новые радары в отличие от устаревшего «Барьера» стали импульсными (сигнал излучается небольшой очередью сверхкоротких импульсов). Наиболее часто используемые радар-детекторами режимы – Ultra-K (короткоимпульсный, диапазона К), Ultra-X (Instant-On (X), а также POP™ (K, Ka).
Особенности выбора
Исходя из вышесказанного, в Украине актуальны радар-детекторы, способные работать в диапазонах X, K и перспективном Ka. Дальность действия зависит не только от рельефа местности и погодных условий, но и чувствительности прибора и точности его настройки. Чем выше чувствительность, тем с большего расстояния радар-детектор распознает опасность. Но при этом растет вероятность ложных срабатываний, вызванных портативными и стационарными радиостанциями, датчиками автоматического открытия дверей и т. п. Поэтому радар-детектор должен быть хорошо защищен от случайных помех. Для этого приемники сигналов оснащаются довольно сложной системой распознавания и фильтрации сигналов. Практика показывает, что чем более именит производитель и выше цена устройства, тем надежнее работает эта система.
Предложение рынка
Самый дешевый радар-детектор можно купить за 300 гривен, но есть экземпляры намного дороже. Расхождения в ценах вызваны разной дальностью определения «врага-радара» и степенью функциональности.
Кроме уже давно прижившихся опций (регулятор громкости, режим город/трасса), некоторые детекторы комплектуются компасом, возможностью голосового оповещения, GPS-приемником, индикатором напряжения в бортовой сети и т. п.
В салоне автомобиля продаваемые сегодня модели могут крепиться несколькими способами. Удобно, когда в роли крепления – присоски, если, они, конечно, ежеминутно не отваливаются. Некоторые радар-детекторы могут монтироваться на противосолнечный козырек или на переднюю панель. Существует и разнесенный вариант конструкции. В нем индикатор и приемник выполнены отдельно друг от друга, а весь комплект можно устанавливать скрыто, не портя классический интерьер автомобиля. Питание – как от прикуривателя, так и от батареек.
Диапазоны работы радаров | ||
Диапаз./ режим | Рабочие частоты | Радары |
X | 10,525 ± | «Барьер» |
Ultra-X | «Сокол»-1, 2, 3, М, С-М, 4 | |
K | 24,15 ± 0,1 ГГц | «Искра»-1, «Луч»-1 |
Ultra-K | «Беркут», «Радис», «Визир» | |
Ka | 33,4 – 36,0 ГГц | в СНГ нет производителей аппаратуры в этом диапазоне, но в нем работает большинство радаров мира |
Ku | 13,425 – 13,475 Ггц | Англия, Северная Ирландия, некоторые страны Европы; в Украине не применяются |
L (лазерный диапазон) | 800 – 1100 нм | ЛИСД-1, ЛИСД-2 (их мало, так как они стоят дорого) |
Обзор рынка
Сrunch 2191 (Корея)
Размеры, В/Ш/Д, мм | 25/72/107 |
Масса, г | 160 |
Стоимость, грн. | 1409 |
Сrunch 2140S (Корея)
Размеры, В/Ш/Д, мм | 28/64/91 |
Масса, г | 65 |
Стоимость, грн. | 808 |
LKT RD10 (Филиппины)
Размеры, В/Ш/Д, мм | 28/65/98 |
Масса, г | 110 |
Стоимость, грн. | 379 |
Star 2976C (Китай)
Размеры, В/Ш/Д, мм | 31/72/96 |
Масса, г | 175 |
Стоимость, грн. | 1247 |
Stinger S500 (Корея)
Размеры, В/Ш/Д, мм | 25/71/105 |
Масса, г | 65 |
Стоимость, грн. | 1525 |
BEL GX-65 (Канада)
Размеры, В/Ш/Д, мм | 32/70/121 |
Масса, г | 143 |
Стоимость, грн. | 5251 |
Beltronics Sti-R (Канада)
Размеры, В/Ш/Д, мм | н. д. |
Масса, г | н. д. |
Стоимость, грн. | 9125 |
Whistler Pro-78 (Филиппины)
Размеры, В/Ш/Д, мм | 36/74/116 |
Масса, г | 190 |
Стоимость, грн. | 1930 |
Whistler XTR-695 (Филиппины)
Размеры, В/Ш/Д, мм | 36/74/116 |
Масса, г | 190 |
Стоимость, грн. | 1930 |