Как показывает опыт общения с теми, кто выбирает зимние шины для своих автомобилей, у них часто возникают довольно актуальные вопросы. На некоторые мы ответим в этом номере «Автоцентра».
Как показывает опыт общения с теми, кто выбирает зимние шины для своих автомобилей, у них часто возникают довольно актуальные вопросы. На некоторые мы ответим в этом номере «Автоцентра».
Как показывает опыт общения с теми, кто выбирает зимние шины для своих автомобилей, у них часто возникают довольно актуальные вопросы. На некоторые мы ответим в этом номере «Автоцентра».
Соответствует ли индекс скорости шин характеристике их управляемости?
Имея в распоряжении зимнюю шину с индексом, который указывает на максимально допустимую скорость – до 170 или 180 км/ч, автовладельцы считают, что и ездить можно на скоростях вплоть до этого граничного режима. Однако в действительности это не так. Данный индекс информирует о том, что каркас шины способен выдерживать центробежные силы, действующие на колесо при таких скоростях, т. е. оно будет сохранять свою геометрическую форму без опасности разрыва. Что касается управляемости даже на асфальте, то на эту характеристику, особенно в случае с зимними шинами, больше влияют конструктивные особенности рисунка протектора и состав резиновой смеси. Здесь существует четкое условное разделение между зимними покрышками. Шины арктического типа имеют очень большое количество ламелей (разрезы в блоках протектора), которые, с одной стороны, улучшают сцепные свойства на льду, а с другой – придают блокам заметную деформируемость. Поэтому такая резина отличается замедленной реакцией на повороты руля. В разных моделях шин ламели нарезаны по-разному и отличаются конструкцией, что влияет на степень «послушности» покрышки. Для снижения деформируемости блоков производители применяют всевозможное объемное ламелирование. Данные технологии стараются патентовать, поэтому они доступны немногим. Из-за этого зимние шины, даже в классе арктических, обеспечивают разную управляемость. Покрышки для центральноевропейских теплых зим больше предназначены для асфальта, поэтому у них ламелей меньше. Соответственно, блоки протекторов у них жестче, а значит, обеспечивают лучшие реакции на повороты руля – правда, только на асфальтовом покрытии. На льду же эти шины ведут себя гораздо хуже арктических. Исходя из нашего опыта тестирования зимних шин, можно сказать однозначно, что на асфальте на скоростях выше 90–100 км/ч покрышки с большим количеством ламелей в экстремальных ситуациях не обеспечивают высокой точности реакций на повороты руля, т. е. автомобиль плохо управляется. Зимние шины европейского типа в таких условиях ведут себя намного лучше.
А если зима не соответствует типу установленной зимней резины?
Климат Украины действительно создает проблему выбора типа зимней резины. Можно ошибиться как при покупке шин для теплой европейской зимы, так и приобретая арктические шины (с шипами или без). Поэтому нужно помнить «свой» тип зимних шин и соответствующим образом вести себя на дорогах, правильно выбирая скорость и дистанцию. В случае теплой зимы в Украине с малым количеством снега на арктических шинах на асфальте следует быть более осторожными и не превышать разумных скоростей. Владельцам европейских зимних покрышек, наоборот, необходимо опасаться обледенелых поверхностей, хотя и на асфальте их скоростной режим также должен быть далек от привычного для летних шин и максимально допустимой скорости, закодированной в соответствующем индексе.
Можно ли ставить зимние шины большего размера?
Автопроизводители делать этого не рекомендуют, но данная практика у нас существует. Ставят их либо из-за отсутствия необходимых типоразмеров шин, либо для увеличения дорожного просвета, актуального при снежных зимах. Устанавливать больший типоразмер шины желательно по одному из параметров – по ширине (вместо 195/65 R15 – 205/65 R15) или по высоте профиля, который определяет отношение высоты боковины к ширине протектора (вместо 195/60 R15 – 195/65 R15). В других случаях заметно изменятся размеры колеса, что может стать причиной затирания за колесные арки и другие элементы кузова. Возможно также снижение динамических характеристик, ухудшение экономичности и управляемости.