X

Шиномонтажное оборудование: Под диктовку колеса

Шиномонтаж… Казалось бы, что сложного в теме древней, как само колесо? Но если вспомнить, что конструкция колеса постоянно меняется, можно не удивляться трудностям при выборе шиномонтажного оборудования.

Шиномонтаж… Казалось бы, что сложного в теме древней, как само колесо? Но если вспомнить, что конструкция колеса постоянно меняется, можно не удивляться трудностям при выборе шиномонтажного оборудования.

Шиномонтаж… Казалось бы, что сложного в теме древней, как само колесо? Но если вспомнить, что конструкция колеса постоянно меняется, можно не удивляться трудностям при выборе шиномонтажного оборудования.

Непременное условие для успешной работы шиномонтажных участков автосервисных станций, а также специализированных шиномонтажных мастерских – использование современного оборудования и вспомогательных устройств, учитывающих индивидуальные особенности различных колес.

Шиномонтаж – это просто?

Возможности участка сервиса шин зависят, в первую очередь, от типа и возможностей шиномонтажного стенда. В простейшем виде стенд для демонтажа-монтажа колес представляет собой вращающийся в горизонтальной плоскости стол (круглой, квадратной или крестообразной формы) с электроприводом, зажимными кулачками с пневмоприводом, лопаткой для отжима борта покрышки (с пневмоприводом) и специальной монтажной головкой (лапкой) для перебортировки.

Различают полуавтоматические, автоматические и полностью автоматические шиномонтажные стенды. У «полуавтоматов» монтажная головка обеспечивает две степени свободы – при работе она может подводиться к закраине диска по радиусу и опускаться вниз. Операция требует настройки под каждое колесо. «Автоматы» обладают возможностями предыдущих машин и за счет откидывающейся назад стойки обеспечивают себе третью степень свободы, а мастеру – удобство работы со «сложными» шинами. Подвод лапки осуществляется автоматически, нажатием на педаль пневмопривода совместно с направляющими манипуляциями мастера. В «полном» «автомате» оператору нужно только нацелиться, а стенд сам подстроится под колесо.

Выбор стенда

Необходимая конфигурация стенда во многом зависит от конструкции обслуживаемых колес. В простейшем случае, при работе с обычными колесами со стальным ободом, задача шиномонтажного станка – закрепить колесо на своем поворотном столе и позволить оператору манипулировать колесом в процессе работы.

Для работы с бескамерными шинами стенд должен быть оснащен инфлятором (т. н. устройством взрывной накачки). Устройство представляет собой специальный ресивер для хранения сжатого воздуха и каналы подвода воздуха к зажимным кулачкам стенда (или же доукомплектованный ресивер с выведенным шлангом со специальным клапаном – раструбом). Так, при монтаже бескамерной шины на диск более сильное нажатие на педаль накачки вызовет резкую («взрывную») подачу воздуха через отверстия кулачков в зазор между диском и бортом шины. Шина с хлопком сядет на полку диска.

При работе с легкосплавными дисками появляется потребность в более аккуратном обращении, дабы не повредить чувствительную и, к тому же, дорогостоящую поверхность диска. Нежно снять «одежду» с такого колеса можно, применяя специальные пластиковые насадки. При этом диск зажимается снаружи (стальные диски, как правило, закрепляются рычагами изнутри), а пластиковая защита надевается не только на зажимные кулаки поворотного стола, но и на монтажную головку станка, лопатку («нож») для отжима борта и даже на обычную «монтажку» (монтажную лопатку).

Низкопрофильные препятствия

А как насчет обслуживания сверхнизкопрофильных шин или колес с особой формой в области спиц? Здесь без вспомогательных устройств не обойтись!

Сверхнизкопрофильные шины (Bridgestone RFT, Dunlop DSST, GoodYear EMT, Pirelli Eufori®) отличаются низкой высотой боковины и повышенной жесткостью борта. Первая проблема – жесткий борт шины, который не позволяет кулачкам шиномонтажного стенда захватить и зафиксировать наружную часть обода. Для этого необходимо «осадить» диск колеса. Сделать это вручную практически невозможно, но все очень просто при наличии специального вспомогательного демонтажно/монтажного приспособления (SICAM – «Technoroller», HOFMANN – «EasyMont Pro»), прозванного в народе «третья рука». Манипулятор надавливанием на центральную часть колеса помогает стенду захватить диск и зафиксировать его, решая тем самым проблему «осаживания». Но это еще не все… Проблематично вытащить борт и удерживать монтажную лопатку при разбортировании, а также выполнить монтаж колеса. Освобождение диска от шины происходит с помощью дополнительного ролика и складного рычага «третьей руки». В процессе монтажа шины устройство дает возможность сопровождать точку останова борта, оказывая дополнительную помощь оператору.

Во избежание повреждений колес с ободьями из легких сплавов и особой формой в области спиц (к примеру, VW Touareg, Porsche Chayenne), в которых спица выходит за пределы плоскости диска под углом 45°, разработана специальная пластиковая монтажная головка.

Безопасный шиномонтаж

Еще более требовательны к оборудованию колеса со специальной вставкой PAX System (Michelin), появившиеся не так давно, но уже довольно активно применяемые на автомобилях VIP-класса (Audi A8, Rolls Roys, BMW, Mercedes, другие). Даже в случае резкой потери давления в шине на таких колесах можно проехать еще 80–200 км со скоростью 90 км/час. Низкие и жесткие борта такой шины имеют усиленные закраины, которые фиксируют покрышку на диске от смещения, а благодаря эластичному ограничителю тороидальной формы, закрепленному на колесном диске (внутри колеса) покрышка защищена от деформации. Подобный принцип применяется и в шинах с опорным кольцом CSR (Continental).

Естественно, для работы с такими колесами необходимо дооснастить участок сервиса шин специализированным оборудованием. Минимальный набор должен включать: автоматический шиномонтажный стенд с откидывающейся стойкой, уже упоминавшееся вспомогательное приспособление «третья рука» и комплект PAX- и (или) CSR-адаптеров. В идеале необходимо использовать стенд с возможностью «принимать» колесо шириной до 16" (стандарт – до 12"). Например, стенды Falco AT 520 Recing (SICAM) или Monty 3550 (HOFMANN).

Выбор зависит от того, какие условия продиктуют вам колеса ваших клиентов!

 Мнение  

Андрей Марченко
Редактор журнала «СПЕЦ», компания «Автомеханика»

Комплектация пункта сервиса шин оборудованием – дело индивидуальное. Можно, начав с малого, постепенно наращивать возможности своего шиномонтажного участка. А можно, изучив тему, собрать «солянку» из самого-самого… Вариантов множество. Все зависит от того, какой уровень для своего бизнеса вы определили.

Андрей Марченко
Фото фирм-производителей и Андрея Яцуляка