Шиномонтажное оборудование: Под диктовку колеса
Шиномонтаж… Казалось бы, что сложного в теме древней, как само колесо? Но если вспомнить, что конструкция колеса постоянно меняется, можно не удивляться трудностям при выборе шиномонтажного оборудования.
Шиномонтаж… Казалось бы, что сложного в теме древней, как само колесо? Но если вспомнить, что конструкция колеса постоянно меняется, можно не удивляться трудностям при выборе шиномонтажного оборудования. |
Непременное условие для успешной работы шиномонтажных участков автосервисных станций, а также специализированных шиномонтажных мастерских – использование современного оборудования и вспомогательных устройств, учитывающих индивидуальные особенности различных колес.
Шиномонтаж – это просто?
Возможности участка сервиса шин зависят, в первую очередь, от типа и возможностей шиномонтажного стенда. В простейшем виде стенд для демонтажа-монтажа колес представляет собой вращающийся в горизонтальной плоскости стол (круглой, квадратной или крестообразной формы) с электроприводом, зажимными кулачками с пневмоприводом, лопаткой для отжима борта покрышки (с пневмоприводом) и специальной монтажной головкой (лапкой) для перебортировки.
Различают полуавтоматические, автоматические и полностью автоматические шиномонтажные стенды. У «полуавтоматов» монтажная головка обеспечивает две степени свободы – при работе она может подводиться к закраине диска по радиусу и опускаться вниз. Операция требует настройки под каждое колесо. «Автоматы» обладают возможностями предыдущих машин и за счет откидывающейся назад стойки обеспечивают себе третью степень свободы, а мастеру – удобство работы со «сложными» шинами. Подвод лапки осуществляется автоматически, нажатием на педаль пневмопривода совместно с направляющими манипуляциями мастера. В «полном» «автомате» оператору нужно только нацелиться, а стенд сам подстроится под колесо.
Выбор стенда
Необходимая конфигурация стенда во многом зависит от конструкции обслуживаемых колес. В простейшем случае, при работе с обычными колесами со стальным ободом, задача шиномонтажного станка – закрепить колесо на своем поворотном столе и позволить оператору манипулировать колесом в процессе работы.
Для работы с бескамерными шинами стенд должен быть оснащен инфлятором (т. н. устройством взрывной накачки). Устройство представляет собой специальный ресивер для хранения сжатого воздуха и каналы подвода воздуха к зажимным кулачкам стенда (или же доукомплектованный ресивер с выведенным шлангом со специальным клапаном – раструбом). Так, при монтаже бескамерной шины на диск более сильное нажатие на педаль накачки вызовет резкую («взрывную») подачу воздуха через отверстия кулачков в зазор между диском и бортом шины. Шина с хлопком сядет на полку диска.
При работе с легкосплавными дисками появляется потребность в более аккуратном обращении, дабы не повредить чувствительную и, к тому же, дорогостоящую поверхность диска. Нежно снять «одежду» с такого колеса можно, применяя специальные пластиковые насадки. При этом диск зажимается снаружи (стальные диски, как правило, закрепляются рычагами изнутри), а пластиковая защита надевается не только на зажимные кулаки поворотного стола, но и на монтажную головку станка, лопатку («нож») для отжима борта и даже на обычную «монтажку» (монтажную лопатку).
Низкопрофильные препятствия
А как насчет обслуживания сверхнизкопрофильных шин или колес с особой формой в области спиц? Здесь без вспомогательных устройств не обойтись!
Сверхнизкопрофильные шины (Bridgestone RFT, Dunlop DSST, GoodYear EMT, Pirelli Eufori®) отличаются низкой высотой боковины и повышенной жесткостью борта. Первая проблема – жесткий борт шины, который не позволяет кулачкам шиномонтажного стенда захватить и зафиксировать наружную часть обода. Для этого необходимо «осадить» диск колеса. Сделать это вручную практически невозможно, но все очень просто при наличии специального вспомогательного демонтажно/монтажного приспособления (SICAM – «Technoroller», HOFMANN – «EasyMont Pro»), прозванного в народе «третья рука». Манипулятор надавливанием на центральную часть колеса помогает стенду захватить диск и зафиксировать его, решая тем самым проблему «осаживания». Но это еще не все… Проблематично вытащить борт и удерживать монтажную лопатку при разбортировании, а также выполнить монтаж колеса. Освобождение диска от шины происходит с помощью дополнительного ролика и складного рычага «третьей руки». В процессе монтажа шины устройство дает возможность сопровождать точку останова борта, оказывая дополнительную помощь оператору.
Во избежание повреждений колес с ободьями из легких сплавов и особой формой в области спиц (к примеру, VW Touareg, Porsche Chayenne), в которых спица выходит за пределы плоскости диска под углом 45°, разработана специальная пластиковая монтажная головка.
Безопасный шиномонтаж
Еще более требовательны к оборудованию колеса со специальной вставкой PAX System (Michelin), появившиеся не так давно, но уже довольно активно применяемые на автомобилях VIP-класса (Audi A8, Rolls Roys, BMW, Mercedes, другие). Даже в случае резкой потери давления в шине на таких колесах можно проехать еще 80–200 км со скоростью 90 км/час. Низкие и жесткие борта такой шины имеют усиленные закраины, которые фиксируют покрышку на диске от смещения, а благодаря эластичному ограничителю тороидальной формы, закрепленному на колесном диске (внутри колеса) покрышка защищена от деформации. Подобный принцип применяется и в шинах с опорным кольцом CSR (Continental).
Естественно, для работы с такими колесами необходимо дооснастить участок сервиса шин специализированным оборудованием. Минимальный набор должен включать: автоматический шиномонтажный стенд с откидывающейся стойкой, уже упоминавшееся вспомогательное приспособление «третья рука» и комплект PAX- и (или) CSR-адаптеров. В идеале необходимо использовать стенд с возможностью «принимать» колесо шириной до 16" (стандарт – до 12"). Например, стенды Falco AT 520 Recing (SICAM) или Monty 3550 (HOFMANN).
Выбор зависит от того, какие условия продиктуют вам колеса ваших клиентов!