
С шипами или без?
Какие шины нужны для нашей зимы.
![]() | ![]() | В этом выпуске речь пойдет о разновидностях зимних шин и о том, какие лучше для украинских дорог. |
Определить тип зимней резины проще всего по индексу скорости. Если индекс «допускает» езду на скоростях более 200 км/ч (например, H – до 210 км/ч) – шины «европейские», если до 170 км/ч – «арктические».
Зимние медленее?
Многие утверждают, что на зимних шинах следует ездить медленнее, чем на летних.
Однако реальная ситуация немного иная. Существует неофициальная классификация зимних шин, по которой они делятся на «европейские» и «арктические» (или «северные»). Первые, как правило, имеют индекс, позволяющий ездить со скоростью, превышающей 200 км/ч (к примеру, Н – до 210 км/ч), а вторые – до 160 (Q) или до 170 (R) км/ч. То есть «еврорезина» по своим скоростным возможностям сравнима со многими моделями летних шин.
![]() | |
| |
![]() |
Однако это не означает, что указанные скорости можно развивать на любых дорогах. Данный их диапазон возможен зимой только при движении по сухому асфальту. В зимних дорожных условиях (лед, снег) даже зимние шины не способны настолько цепко держаться за дорогу, чтобы обеспечивать устойчивость, управляемость и короткий тормозной путь на высоких скоростях.
![]() | Расшифровка индексов скорости |
|
Зачем нужны разны е типы зимних шин?
Климатические условия в северной, южной и центральной частях Европы и Америки существенно отличаются. На севере этих континентов температура практически всегда гораздо ниже отметки «ноль», а снегопады – обычное явление. Соответственно, для езды в такую погоду производят шины с улучшенными свойствами на льду и снегу. Это так называемые «арктические», или «северные», шины (шипованные или нешипованные). Технологически это обеспечивается целым рядом методов: в состав резины протектора вводят специальные компоненты для сохранения эластичности при минусовой температуре; делают плотную нарезку ламелей (прорезей, образующих режущие кромки, цепляющиеся за микронеровности льда); устанавливают шипы; для лучшего продавливания снега и ледяной корки плечевые блоки делают угловатыми.
![]() | |
| |
![]() |
Но на асфальте в теплую погоду зимнее «вооружение» ухудшает многие характеристики покрышек. Поэтому «арктические» шины не совсем подходят для Центральной Европы, где протектор должен хорошо выполнять свои функции и на асфальте. Совместить эти характеристики в одном изделии очень сложно, и разработчикам шин для Европы приходится жертвовать их «зимними» свойствами, более того, отказаться от шипов, которые на дорогах Центральной и Южной Европы законодательно запрещены.
Зато зимняя еврошина намного лучше ведет себя на асфальте как при минусовой, так и при плюсовой температурах. Конструктивно это достигается в основном за счет менее плотной нарезки ламелей и иного состава резины протектора.
![]() | |||||||
| |||||||
![]() |
Какие шины лучше?
Какие зимние покрышки лучше для Украины – «европейские» или «арктические», шипованные/нешипованные? Однозначного ответа быть не может. Выбор зависит от многих факторов – в каком регионе будет эксплуатироваться шина, в каких условиях (на очищенных или неочищенных дорогах), какие скоростные режимы и стиль езды предпочитает водитель и т. п.
Сразу же отметим, что если сравнивать между собой «арктические» зимние шины – шипованные и нешипованные, то негативное отношение к первым не совсем оправданно. По результатам тестов зимних покрышек, шипованная резина по сравнению с нешипованной «арктической» демонстрирует лучшие характеристики не только на льду, но и в ряде испытаний на асфальте (см. «АЦ» №41). Например, шипованные покрышки на асфальте лучше тормозят. Почему так происходит? Все очень просто. Стремясь улучшить показатели сцепных свойств на льду, инженеры-шинники сделали протектор нешипованных «арктических» шин чрезмерно мягким и эластичным. А их конкурентам выигрыш на асфальте обеспечили жесткие блоки, в которых установлены шипы.
![]() | |
| |
![]() |
Если же сравнить свойства «арктических» и «европейских» покрышек, то на льду и снегу практически всегда лучше первые, а на асфальте – вторые.
Так какие же шины приобретать? При езде по хорошо очищенным дорогам можно обойтись и нешипованными. Если же снег с улиц не убирают и в итоге они превращаются в каток или вам часто приходится ездить по трассам, то лучше отдать предпочтение шипованным моделям.
С определенной долей погрешности можно дать следующие рекомендации выбора зимних шин по регионам Украины:
![]() | южные регионы – «европейские»; |
![]() | центральные, восточные, западные – «арктические» шипованные или нешипованные; |
![]() | северные – «арктические» шипованные. |