Результаты проверки сортов ДТ на АЗС: У дизтоплива экзамен
Если верить народным приметам, зима в этом году будет затяжной и еще не раз устроит экзамен автомобилям с дизельными моторами. Но на всех ли заправках продается дизельное топливо, которое не загустевает в морозы и соответствует другим нормативным характеристикам?
Если верить народным приметам, зима в этом году будет затяжной и еще не раз устроит экзамен автомобилям с дизельными моторами. Но на всех ли заправках продается дизельное топливо, которое не загустевает в морозы и соответствует другим нормативным характеристикам?
Предыдущее исследование дизельного топлива Институт потребительских экспертиз проводил около года назад. В этот раз эксперты решили проверить только «именные» сорта ДТ – благо практически каждая уважающая себя сеть АЗС уже обзавелась подобным горючим. В аккредитованную лабораторию отправились восемь образцов «премиального» дизельного топлива. Эксперты приобрели «солярку с именем» в сетях ANP (Energy), «КЛО» (Ventus Diesel), Socar (Nano ДТ), ОККО (Pulls diesel «Арктика»), «Лукойл» (ЭКТО ДТ), WOG (Mustang ДТ), «Укравто» (ДТ плюс). Компанию им составил впервые представленный в исследованиях Perfekt Diesel от сети «Параллель», пробу которого эксперты отобрали в мелитопольском регионе.
Испытания на определение граничной температуры фильтруемости показали: абсолютно все приобретенные образцы являются «зимним» топливом. А главное – из восьми испытуемых четыре (!) оказались «арктическими», то есть это уже дизельное топливо, которое можно использовать суровой зимой и в самых требовательных автомобилях! В «полярники» попали образцы ОККО – Pulls Diesel «Арктика» (предельная температура – минус 32°С – класс 2 согласно европейским нормам EN 590), «Лукойл» – ЭКТО ДТ (предельная температура – минус 30°С), «Параллель» – Perfekt Diesel (предельная температура – минус 31°С) и «Укравто» – ДТ плюс (предельная температура – минус 29°С). А вот брендовое топливо от «КЛО» и Socar несколько удивило: оно имеет самую низкую морозостойкость – предельная температура фильтруемости –19°С.
Цетановое число определяет период задержки воспламенения топливной смеси – т. е. тот промежуток времени, который проходит с момента впрыска топлива до начала его горения. |
Кстати, потребность в арктическом топливе в Украине обусловлена тем, что когда термометр показывает минус 15–20°С, на трассе или же в очень сырую погоду реальная температура под действием потока воздуха может оказаться и ниже. А это прямая опасность загустевания топлива.
Во-вторых, экспертиза проверила цетановое число именных дизтоплив. Чем ниже цетановое число, тем жестче работает дизельный двигатель, больше расход топлива и дымность отработавших газов. Цетановое число должно быть не ниже 51 единицы для обычного дизельного топлива повышенного качества и не ниже 49 – для «арктики». Кроме Socar, ни один из испытуемых образцов не опустился ниже норматива, а солидный запас прочности продемонстрировали три – «Лукойл» ЭКТО ДТ (50 единиц), «Параллель» Perfekt Diesel (51,2 единицы) и рекордсмен – ОККО Pulls Diesel «Арктика» (53,4 единицы).
Даже в рамках действующих ГОСТов можно найти лучшее дизтопливо, которое обеспечивает большие ресурс и экономичность современных дизелей.
По содержанию серы, которая провоцирует неприятности для «здоровья» автомобиля и существенно ухудшает экологию, никто из «подопытных» не вышел за рамки нормативов. Наименьшее количество серы оказалось в образцах «Параллель» Perfekt Diesel (5 мг/кг при нормативе не более 10 мг/кг), ОККО Pulls Diesel «Арктика» (10 мг/кг), «КЛО» Ventus diesel (10 мг/кг). Остальные участники уложились в Евро 4 (до 50 мг/кг). Это очень достойные результаты, больше похожие не на украинские, а на немецкие. По температуре вспышки в закрытом тигле, которая влияет на пожаробезопасность и косвенно говорит о подмешивании более легких фракций (бензина, керосина), ни у одного образца не оказалось проблем, хотя в прошлогоднем исследовании такие случаи были.
Как показали результаты проверки Института потребительских экспертиз, дорогие «именные» сорта дизтоплива стоят своих денег.
Теория
Дизельное топливо из-за наличия в нем парафиновых углеводородов с высокой температурой застывания очень чувствительно к пониженным температурам. Например, в летней солярке парафины кристаллизуются уже при –5°С (топливо мутнеет). При температуре –10°С летняя солярка загустевает и забивает топливные фильтры. Зимняя – более морозостойкая: предельная температура фильтруемости должна быть не выше –15°С (для ДСТУ 4840:2007 марки E) и –20°С (для ДСТУ 4840:2007 марки F). Новым ДСТУ также предусмотрены требования для ДТ, предназначенного для эксплуатации в условиях арктического климата. В этом случае ДТ ЕВРО делят на классы: класс 0 – предельная температура фильтруемости –20°С; класс 1 – предельная температура фильтруемости – 26°С.